Недвижимость

Олег Бакун рассказал, при каких условиях в Алтайском крае появится Hilton

Олег Бакун, директор омской компании "Л-Финанс", утверждает, что влюблен в Алтай. В частности, поэтому он решил, что здесь нужно построить курорт мирового уровня. "Л-Финанс" намерена возвести на территории "Белокурихи-2" отель международной сети Hilton и объекты сопутствующей оздоровительно-развлекательной инфраструктуры. Он рассказал о том, насколько реально воплощение этого проекта, какова его стоимость, целесообразность и каковы риски.

Олег Бакун, директор компании "Л-Финанс".
Олег Бакун, директор компании "Л-Финанс".
Анна Зайкова

— Строительство отеля в "Белокурихе-2" под мировым брендом предполагает, что интерес к этой территории должен был возникнуть и у Hilton, и у вашей компании. Чьей была инициатива?

— Hilton Worldwide — это мировой лидер с самой сильной линейкой гостиничных брендов, адаптированных под запросы различных целевых групп и географические рынки. Стратегия Hilton основана на стремительном развитии бизнеса на основе партнерства. Наша задача — соединить силу брендов мирового лидера и энергию нашей команды с уникальной природной зоной и гостеприимством Алтайского края.

Одна из основных стратегических целей нашего бизнеса — это создание "бриллиантовой" коллекции лучших курортных отелей в уникальных природных зонах России. Мы стремимся обеспечить доступность людей к богатствам нашей земли, развивая потенциал ее территорий. Природные ресурсы Алтайского края давно стали его визитной карточной, по росту туристических потоков регион занимает второе место в России после Санкт-Петербурга. В природной зоне края собрано все, что востребовано на мировых курортах: пресные, соленые и горькие озера, горнолыжные трассы, лечебные минеральные и радоновые воды, рапа и лечебные грязи, уникальные травы, пантовое оленеводство и т. д. К природным богатствам необходимо добавить исторические, культурные и паломнические маршруты.

Но одной любви к Алтайскому краю и нашего желания открывать отели под мировым брендом недостаточно, необходима государственная поддержка проектов такого рода, а в условиях экономической нестабильности — тем более. Сегодня мы рассматриваем наш проект как совместный — на основе государственно-частного партнерства с привлечением средств федеральной целевой программы по развитию туризма до 2018 года, которая предусматривает создание на инвестиционных площадках необходимой инфраструктуры — наружных, транспортных сетей, очистных сооружений.

— Между вашей компа­нией и администрацией края было подписано соглашение о сотрудничестве. Что оно предусматривает?

— Стандартное соглашение о государственно-частном партнерстве предусматривает создание необходимой инфраструктуры для инвестплощадки за счет средств федеральной целевой программы. Инвестор берет на себя обязательства проинвестировать определенный объем средств, построить и открыть заявленные объекты. Дополнительные условия соглашения могут касаться предоставления косвенных субсидий в виде налоговых каникул или льгот, которые обеспечиваются при условии расширения налогооблагаемой базы за счет запуска объектов. Соглашение предусматривает строгую систему отчетности бизнеса перед государством по исполнению взятых обязательств. Ключевая цель — получить экономический результат от сотрудничества и эффективно распорядиться средствами: для государства это расширение налогооблагаемой базы, создание новых рабочих мест, расширение номерного фонда и рост туристических потоков; для бизнеса — снижение затрат на инвестиционной фазе проекта, снижение административных рисков. И здесь надо отдать должное руководству Алтайского края: в регионе сформирована эффективная грамотная команда, которая выстроила прозрачную, здоровую деловую атмосферу для реализации инвестпроектов.

Бийский аэропорт — необходимое условие

— Какие риски наиболее значимые для вас?

— Главный стратегический риск в условиях экономической и политической нестабильности по новым инвестплощадкам, таким как "Белокуриха-2" и "Бирюзовая Катунь", — это отсутствие крупных компаний, которые смогли бы инвестировать в сервисную инфраструктуру новых курортов: спортивную, развлекательную, торговую и пр. Это основное препятствие для вхождения на новые площадки крупных сетевых гостиничных операторов. Получается замкнутый круг: необходимы сервисы, к которым готовы "прислониться" отель­ные операторы, а сервисы не приходят, потому что им нужен качественный турпоток. Главный риск мы "закрыли", приняв стратегическое решение стать ключевым девелопером проекта и построить оздоровительно-лечебную базу и другую инфраструктуру в "Белокурихе-2". Из-за этого нам пришлось увеличить номерной фонд комплекса более чем в пять раз — до 1,5 тыс. номеров. Это позволит обеспечить необходимый турпоток для окупаемости создаваемых сервисов.

Еще одна глобальная проблема — это закрытый бийский аэропорт. Он изначально был ориентирован на курорты Белокурихи. 64% туристов курорта сегодня — Тюменская область, 23% туристов — это Кемерово, Томск, Омск, Новокузнецк, Новосибирск, 4% — Казахстан. Стратегическое развитие туризма в крае предусматривает рост турпотоков с текущих 1,5 млн до 3,5 млн туристов к 2020 году. Регион "упрется" в задачу реконструкции бийского аэропорта.

Учитывая, что большинство туроператоров юго-востока края ("Белокуриха", "Белокуриха-2", "Бирюзовая Катунь", "Сибирская монета" и т. п.) вводят в эксплуатацию номера, ориентированные на туристов со средними доходами и выше, требуются более комфортабельные средства доставки гостей. Аэропорт Бийска с реализацией программы развития туризма в крае способен выйти на загрузку 1–1,4 тыс. пассажиров в день (до 50% турпотока). И это без учета бизнес-туристов, связанных с финасово-инвестиционной, строительной, консалтинговой, фармацевтической, научной, сельскохозяйственной и прочими видами деятельности.

— Горно-Алтайский аэропорт не решает этих задач?

— По погодным условиям аэропорт Горно-Алтайска открыт 120 дней в году. Глава Республики Алтай часто прилетает в Барнаул, чтобы вовремя попасть в свою резиденцию. Мы не должны перекладывать транспортные риски на туристов, оплативших путевки. Если мы говорим об экономике развития региона, где множество уникальных туристических мест, которые должны быть раскрыты через инвесторов, то во главу угла нужно ставить аэропорт.

— Можно ли сказать, что если не будет аэропорта в Бийске, то Hilton в "Белокуриху-2" не придет?

— Для Hilton важно соблюдение стандартов бренда и бизнес-процессов, соблюдение партнерами условий лицензионного соглашения. В "Белокуриху-2" должен прийти сначала инвестор, а затем на новый курорт мирового уровня должны попасть туристы.

Я думаю, вопрос по аэро­порту нужно ставить по-другому: к какой дате необходимо открыть аэропорт? И вопрос денег — второго порядка. В первую очередь здесь пересекутся интересы некоторых бизнес-групп, которые могут не совпадать с интересами Алтайского края. Не всем нужен под боком сильный конкурент — новый реконструированный аэропорт, здесь важно избежать корпоративных конфликтов.

Краевые власти презентовали "Белокуриху-2" и ждут желающих построить ее с нуля.
Татьяна Крикун

Инвестиции более 10 млрд

— Не могли бы вы внести ясность: отель с каким номерным фондом вы готовы построить в "Белокурихе-2"? В разное время звучали различные цифры — от 250 до 500, а сейчас вы говорите о 1,5 тыс.

— Как я уже отметил, ранее нам пришлось принять стратегическое решение по развитию субкластера "Белокуриха-2" и изменить свою роль в проекте. Ранее мы рассматривали свое участие в качестве соинвестора проекта со строительством двух отелей разной звездности по 250 номеров. Сегодня мы видим свою роль как ключевого инвестора и разрабатываем концепцию строительства гостиничного комплекса на 1,5 тыс. ключей с оздоровительно-лечебной и прочей инфраструктурой. Поскольку соглашение, подписанное с администрацией края, ставит задачу развивать курорт мирового уровня, мы не можем бесконечно долго ждать соинвесторов и вынуждены взять инициативу в свои руки.

— Вы сами будете возводить все объекты или намерены привлекать отраслевых операторов?

— Наши компетенции определены управлением номерным фондом и ресторанным комплексом. Для строительства оздоровительно-лечебного комплекса, косметологического центра, других объектов мы будем привлекать лучших специалистов мирового уровня. Так, например, для оценки существующего проекта строительства горнолыжной трассы на "Белокурихе-2" мы планируем привлечь экспертов, участвовавших в создании горнолыжных трасс и объектов для Олимпиады в Сочи. Кроме того, мы принимаем активное участие в природоохранных мероприятиях.

— Именно потому, что концепция вашего проекта является комплексной, вы не рассматривали вариант его реализации в рамках действующего курорта "Белокуриха"?

— "Белокуриха" остается ведущим народным курортом не только региона, но и России. Надо отдать должное руководству курорта, что он не только был сохранен, но и развивался все эти годы. Сегодня "Белокуриха" практически исчерпала свои возможности по строительству новых объектов, при этом курорт практически полностью заполнен круглый год. "Белокуриха" строилась в советское время в соответствии с "народными" стандартами. Мы стремимся перенести созданные десятилетиями уникальные медицинские и оздоровительные технологии курорта "Белокуриха" на "Белокуриху-2" и адаптировать их под новые целевые группы туристов, ориентированных на комфорт и индивидуальное обслуживание.

— Насколько актуален сегодня тот объем инвестиций, который официально заявлялся, — от 800 млн до 1,3 млрд рублей?

— Строительство четырехзвездочного гостиничного комплекса требует порядка 100–110 тыс. евро инвестиций на номер. Стоимость в рублях варьируется из-за курсовых колебаний. Поэтому общий объем инвестиции в "Белокуриху-2" превысит 10 млрд рублей.

— Сегодня, с одной стороны, значительно растет спрос на внутренний туризм. С другой — экономическая ситуация затрудняет и утяжеляет проекты в этой сфере. Какой из этих векторов превалирует при принятии вами решений об объеме инвестиционных планов?

— Чем тяжелее путь, тем меньше конкурентов. Инвестировать в будущее сегодня сложнее, чем разместить все свои средства на депозитах и ждать благоприятной внешней конъюнктуры рынка. Наш бизнес ориентируется на долгосрочные цели, и для нас время — ключевой стратегический ресурс. Мы понимаем, что наши цели сегодня находятся в противостоянии с нашим будущим, поэтому нам необходимо качественно управлять временем, сжимать его, ускорять процессы, приближать наше будущее. Тем же самым занимается администрация края. Созданы новые инвестиционные площадки, реализуются федеральные программы, мы видим результаты этой работы. В свое время такой же путь прошла Калужская область, которая еще в начале 1990-х инвестировала в создание технопарков, где сегодня работают крупнейшие мировые лидеры в области машиностроения, электроники, пищевого производства и т. п. Этот путь очень долгий, было много скептиков, противников, которые призывали губернатора не инвестировать в будущее, когда областной бюджет испытывал сложности. Мы видим, что губернатор края и его команда в это сложное время продолжают инвестировать в будущее, создавая новую инфраструктуру под новых инвесторов. И эта стратегия сработает, несмотря на наличие скептиков или пессимистов.

О чем еще рассказал собеседник

О сроках реализации проектов

— Как только мы получим ясность относительно имеющихся рисков, приступим к работам. Проектная документация готовится около 1,5 года. В целом на строительство комплекса может уйти 4 года. Все-таки 1,5 тыс. номерного фонда в горах — это тяжелая логистика.

О контроле со стороны Hilton

— Система Hilton Worldwide осуществляет полный контроль стандартов, начиная от разработки концепции и проектной документации до контроля строительства, обучения персонала и определения готовности отеля к работе. Операционный контроль осуществляется в направлении соблюдения стандартов бренда и бизнес-процессов. Наша группа имеет подписанное лицензионное соглашение по бизнес-отелю в Омске. По Алтайскому краю мы имеем документы о заинтересованности в сотрудничестве, лицензионное соглашение может быть подписано только после согласования архитектурной концепции будущего отеля (с привязкой к конкретному земельному участку), которое определяет, какой бренд будет использован, каким количеством номеров и сервисами будет управлять партнер. Мы приступили к формированию архитектурной концепции.

О мультипликативном эффекте

— Развитие туризма — это выгодное направление для любого региона, так как турист не только использует инфраструктуру размещения, он откуда-то прилетает или приезжает, ему нужны трансфер, питание, лечение, развлечения, туристические маршруты и многие другие услуги. В регионах растут показатели пищевого производства, транспорта, потребления энергетики, вокруг туристической отрасли развивается множество малых и средних предприятий. Это выгодно всем!

Факт

Компания "Л-Финанс" выражает готовность построить бизнес-отель и в Барнауле. Сложности в реализации этого проекта, по данным "СК", связаны с отсутствием нужного земельного участка.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость