Экономика

Как семейная пара создала одного из крупнейших производителей окон в Алтайском крае

Оконный рынок в Барнауле чрезвычайно конкурентный. Одна из компаний, которая занимает на нем устойчивые позиции, — "АЛЬКОН". Совладелица предприятия Алла Трубникова 29 марта стала спикером очередного заседания "Школы успеха" — проекта ИД "Алтапресс". Она рассказала молодым предпринимателям, через что ей пришлось пройти со своим супругом, чтобы выстроить устойчивый бизнес.

Совладелец компании "АЛЬКОН" Алла Трубникова во время "Школы успеха", которую проводит ИД "Алтапресс".
Совладелец компании "АЛЬКОН" Алла Трубникова во время "Школы успеха", которую проводит ИД "Алтапресс".
Анна Зайкова

— Я из тех, кто всегда за компанию, где много хорошего и интересного. Это началось еще в школе. Однажды к нам пришел тренер и позвал всех девочек заниматься лыжными гонками. Я не любила лыжи, но нам пообещали: кто весну и лето продержится, тому дадут кроссовки Adidas. Меня это мотивировало. В итоге осенью кроссовок не дали, но начались соревнования. Я выступила на одних, других, третьих и так добралась до мастера спорта, выступала за сборную края и команду России на союзных соревнованиях.

После школы выучилась в барнаульском пединституте на учителя физкультуры. Помню, сидим мы с подругой, отмечаем диплом и думаем, куда пойти. Тренер в АГАУ получал 90 рублей, в бассейне "Обь" — 110. Подруга сказала, что в фирме ее приятеля, раскрутившегося на продаже, в том числе "Сникерсов", техничка получает 200 рублей. А я ей со смехом ответила: "Можно я к вам? Стоило учиться четыре года, чтобы с высшим образованием получать 110 рублей".

Почему частные компании вкладывают свои средства в благоустройство Барнаула

Мне сразу не ответили, но вскоре позвали работать — принимать по телефону заказы на ремонт холодильников. Звонков было мало, я скучала. Вскоре руководители моей фирмы разошлись, и один из них позвал меня в свою компанию. Она в то время производила оборудование для магазинов и начинала изготавливать пластиковые окна. Мне предложили работать с людьми, я не могла отказаться. А зарплата вообще меня поразила.

Мне нужно было принимать заказы, отправлять специалистов, заключать договоры, работать с претензиями. Клиент, например, спрашивал: "Будет ли подоконник?" Я не говорила: "Извините, я не знаю, это мне еще не объяснили". Я в ответ спрашивала: "А какой вам нужен? Каким вы его представляете?" Так я училась всему, в том числе у заказчиков.

С 1994 года за восемь лет в этой компании я прошла путь от менеджера до замдиректора. Фирма развивалась семимильными шагами: как оконщики мы прирастали ежегодно на 70% — мечта любого бизнеса! Зарубежные поставщики говорили, что на нас просто сыплется золотой дождь, ведь на рынке почти нет конкуренции. А мы не понимали это. Мы в то время даже не знали, что такое бухучет. Деньги есть — значит, все хорошо.

Экскурсия по производственной площадке компании "АЛЬКОН".
Анна Зайкова

Но встал кадровый вопрос. Как управлять таким сложным, диверсифицированным бизнесом? Помимо окон и витрин, у компании были другие направления деятельности. В менеджмент стали приходить амбициозные мужчины. А я стала как чемодан без ручки: дальше путь мне был закрыт, а понижать меня в должности было неудобно.

Это было печально. Самооценка моя снизилась. Сказала себе: "Больше в окна не пойду!" Но я благодарна этому периоду в моей судьбе. Решила: раз такое произошло, значит, я чего-то не знаю. И пошла получать знания.

Сейчас могу с уверенностью сказать: успех предпринимателя складывается из трех факторов. Это знания, ответственность и контроль. При этом знания нужно применять и подтверждать практикой. Когда чего-то из этой триады не хватает, то результаты будут скромные.

Я устроилась в фирму по продаже кондиционеров. Но там мне не понравилось отношение к клиентам. Мне звонили с ГТРК и постоянно спрашивали, когда мы поставим им провода. А я не могла пробиться к директору, чтобы узнать, что мне ответить. И через два месяца я ушла: так работать нельзя.

Почти сразу мне стали поступать звонки из компаний, которые хотели заниматься производством окон. Меня приняли в одну из них. Но в первый же рабочий день ко мне пришел муж (Олег Геннадьевич Трубников. — Прим. ред.) и сказал: "Идем домой. Ты больше здесь не работаешь. Мы откроем собственную компанию и будем делать алюминиевые конструкции". Так началась история "АЛЬКОНа".

Совладелец компании "АЛЬКОН" Алла Трубникова во время "Школы успеха", которую проводит ИД "Алтапресс".
Анна Зайкова

Рост с препятствиями

Мы начинали с оказания монтажных услуг. С нами работали два брата — наши друзья. Они занимались монтажом, Олег трудился специалистом по замерам, а я — в офисе. Мне очень хотелось иметь красивый офис с образцами продукции именно на пр. Красноармейском. Мы сняли помещение площадью 18 кв. метров с окнами во двор в здании старой "Рембыттехники".

На первом этапе, как и многих предпринимателей, нас ждали испытания: сроки периодически срывались. Мы же ставили другую цель — всегда выполнять взятые на себя обязательства. Через семь месяцев после начала работы мы сели в ресторане с партнерами, обсудили ситуацию и спокойно разошлись.

Мы изготавливали алюминиевые конструкции и были дилерами у производителей пластиковых окон. Почти сразу встал вопрос качества продукции поставщиков. Мы решили самостоятельно производить окна. Продали нашу двухкомнатную квартиру на Партизанской, купили жилье скромнее, а на миллион приобрели оборудование. Притом не подержанное, а новое — Олег все делает с прицелом на будущее.

Алтайский завод будет единственным в России производителем смеси для засолки рыбы и мяса

Встал выбор поставщика профиля. И так совпало, что мы вычитали в "Свободном курсе" заметку о том, что VEKA открывает завод в Новосибирске. Мы с ними связались, к нам приехал представитель компании, с которым обсудили условия и заключили договор.

Тогда я просчитала точку безубыточности: мы должны были продавать 20 окон в месяц. И вот проходит день, два — никто не приходит. На третий случайно пришла дама, прочитав объявление, заказала два окна. И больше заказчиков на горизонте не было. Тогда я стала выходить в коридор, на улицу, раздавать всем визитки и говорить: "Дорогие друзья, знайте: здесь окна".

Заказчики стали обращаться в "АЛЬКОН", и мы сами не заметили, как продажи возросли до 250 окон в месяц. Отлично помню первые крупные заказы, когда деньги в сумку не помещались. Пришел первый успех.

Вместе с ним усилилась конкуренция — тогда уже начался потребительский бум. Тем не менее поток покупателей был стабильным. Нам нужно было только правильно предоставлять услугу. С тех пор одним из показателей успеха мы считаем повторные обращения и рекомендации довольных заказчиков.

Экскурсия по производственной площадке компании "АЛЬКОН".
Анна Зайкова

Производство тогда располагалось на старой Барнаульской обув­ной фабрике. Изначально нам нужно было 150 кв. метров, но мы взяли 300. Я тогда говорила: "Куда нам столько?" Но мощность производства росла, и довольно быстро вся площадь заполнилась. После чего появились острые вопросы управленческого характера: поток заказов стал большой, возникали очереди. Приходилось нанимать сотрудников и на ходу их обучать. Это занимало много времени и сил.

К тому же мы только выстраивали документооборот. Получалось так, что правила игры постоянно менялись: утром ты объясняешь человеку один алгоритм, а вечером сам его кардинально меняешь. Сотрудникам было тяжело так работать.

В то время возникла идея вновь продолжить обучение. Я поступила в АлтГУ на факультет антикризисного управления. Там учили спасать предприятия. Я подумала: это то, что нужно. Учиться было очень интересно, особенно в юридических вопросах, а в управленческих, к сожалению, я знаний недополучила.

Компания продолжала расти, коллектив увеличивался. На старой базе мы могли делать не более 200 окон в сутки. А каждый день получали по 350 заказов. Для успешного развития необходимо было увеличивать производственные площади и обновлять оборудование. Тогда опять же Олег Геннадьевич присмотрел высокотехнологичное оборудование для производства конструкций из ПВХ, алюминия и стеклопакетов европейского качества марок Schirmer, Rotox, Intermac стоимостью 1,1 млн евро. Для оконщиков это как "Мерседес" для автолюбителей. Мы опасались, что один большой станок за 20 млн не войдет в наш цех. Встал вопрос о переезде. К тому же условия на обувной фабрике были не лучшие: ее "убивали" для банкротства.

Как алтайский производитель детского питания внедряет уникальные технологии и находит друзей среди конкурентов

В 2010 году мы приобрели собственную базу на проспекте Космонавтов. Ее нужно было перестраивать. Тогда нам пришлось взять (страшно сказать) кредит на 41 млн рублей.

Нам пришлось очень много вложить в эту площадку. То, что было в наличии, не подходило для нашего производственного потока и условий труда сотрудников. Пришлось создавать всю инфраструктуру заново. Работали мы тогда почти круглосуточно. Помню отгрузки в четыре утра, когда в чистом поле стоят 200 окон, ты вытаскиваешь одно — а остальные валятся по принципу домино. Ты все это быстро поднимаешь, переделываешь и в итоге отдаешь заказчику в лучшем виде. Это был веселый, интересный период, благодаря которому мы только развивались и становились сильнее.

Три года после переезда мы носились по своей базе площадью 1,7 га, как квадрокоптеры. Да и в целом за семь лет очень много реализовали задумок. Так, к полутора тысячам "квадратов" площадей "приросло" еще 2,5 тысячи. Но главное — мы разделили и оптимизировали производственный поток. В итоге сейчас мы можем выпускать 700 окон и 300 балконов в сутки.

Совладелец компании "АЛЬКОН" Алла Трубникова во время "Школы успеха", которую проводит ИД "Алтапресс".
Анна Зайкова

Цитаты

"Будущее за интернет-технологиями. Скоро будет так: нажали кнопку — через два часа окно должно к вам с бантиком приехать".

"Надо любить то, чем занимаешься. Если тебе это неинтересно — продукта не будет. Поэтому не деньги главное, а собственная нацеленность. Мне, например, нравится все делать идеально и безумно интересно организовать в команду большое количество человек и гордиться ею. И делать так, чтобы коллектив приходил на работу с удовольствием".

Окна "АЛЬКОН"
АЛЬКОН

Ответы на вопросы

— Может ли "закончиться" барнаульский рынок? Или это бесконечная история?

— Конечно, насыщение рынка пластиковыми окнами произошло. Теперь приходится не ограничиваться Барнаулом, а расширять географию. Мы вышли на рынок Казахстана, Новосибирской области, отправляем окна на Север и т. д. Но в первую очередь мы улучшаем качество: рынок "наелся" не совсем надежным конструктивом, и для нас это история с продолжением.

— Что в вас поменялось, когда вы перестали быть наемным сотрудником и стали предпринимателем?

— Ничего. Я такая же, как в 1994 году. Есть руководитель, я возле него. Олег Геннадьевич — как Дон Кихот, а я — Санчо Панса. И я всегда чувствую себя неуверенно, если что-то не знаю.

— Откуда вы взяли ресурсы на развитие бизнеса?

— Когда я работала по найму, у меня была неплохая по меркам того времени зарплата — 8 тыс. рублей. А специалисты по замерам считались элитой этого бизнеса и получали более 30 тысяч. Мы с Олегом заработали на машину, затем "вырастили" ее до двухкомнатной квартиры. Мы не тратили деньги зря: не покупали дорогую еду и вещи. Накапливали средства и вкладывали в любимое дело. И время пришло — мы пустили накопления в дело. Потом была хорошая маржинальность, и мы не проедали деньги, а направляли их на развитие.

Совладелец компании "АЛЬКОН" Алла Трубникова во время "Школы успеха", которую проводит ИД "Алтапресс".
Анна Зайкова

— Как вы относитесь к бизнес-образованию? Например, к MBA?

— Я получила хорошее образование: мы с Олегом прошли "Школу владельцев бизнеса", ездили на занятия в Москву и Нью-Йорк. Нас научили выстраивать саморазвивающуюся систему, где функции владельца и директора разделяются.

Чтобы пройти МBA, вы должны иметь базу, практический опыт, уже уметь управлять каким-то количеством людей. Иначе вы нахватаетесь идей, но не сможете их применить.

— Куда идет оконный дизайн?

— Однажды родственники нашего бухгалтера приехали в Барнаул из Минска и сказали, будто попали в прошлый век. Такое впечатление возникло из-за архитектуры. У них на родине все давно в стеклянных фасадах разной формы. В Европе мы тоже видим прекрасный полет фантазии. Это то будущее, в которое и Барнаул непременно шагнет. Мы технически готовы делать конструкции самых разных размеров и форм. У нас много планов по поводу того, как знакомить архитекторов и дизайнеров с современными трендами.

— Бывает ли такое, что вам кажется, что сотрудники недорабатывают, и вам хочется сделать их работу самостоятельно?

— Постоянно. Но это дурная привычка, мы ее искореняем. Ведь когда ты делаешь работу за человека, ты лишаешь его возможности одержать свою собственную победу над задачей или проблемой. Нужно получить навык, как мотивировать человека нематериально. Например, говорить, сколько мы благодаря его выдающимся качествам уже достигли, и спросить, как нам улучшить работу. Мотивации можно и нужно учиться. Я делала это по книгам, оттачивала навык на практике и продолжаю улучшать этот опыт.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость