Путинские места
Экспедиция стала возможной за счет президентского гранта и гранта губернатора Алтайского края, которые получило Алтайское археологическое общество. Председатель общества Михаил Сафронов называет это событие судьбоносным. Гранты пытались получить в течение последних трех лет. Теперь кроме барнаульских школьников и педагогов в одной экспедиции удалось собрать волонтеров из разных уголков России - Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и других.
Например, специалисты по исторической реконструкции Александр и Оксана Непомнящих приехали с Урала вместе с 15 школьниками. Они привезли литейные формы и построили глиняную печь с мехами для выплавки металла — наконечников для стрел и копий.
Чарышский район для исследований выбрали не случайно. Он уникален и природой, и историей, и археологией. Это некий перекресток миров с огромным количеством уникальных памятников, которые остались от разных эпох, начиная с каменного века.
В 2003 году именно с того места, где стоит сейчас палаточный лагерь, начинал сплав по Чарышу президент Владимир Путин. «Конечно, это добавило нашим исследованиям рейтинга», — говорит Сафронов.
Золото и свастика
За 18 лет, в течение которых Михаил Сафронов организовывает и ездит в экспедиции по краю, было много уникальных находок.
Михаил Сафронов,
председатель Алтайского краевого археологического общества:
Всех интересует золото. Мы однажды в одном захоронении нашли сразу 47 золотых предметов. Но археологам ценнее другие находки. Например, редкие виды керамики. Недавно нашли на берегу реки керамический осколок со свастикой — древним символом солнца. Я всего второй раз в жизни такое вижу.
Самосвалы мусора
Помимо этнографических и археологических исследований во всем Чарышском районе, ученые останавливались в отдельных местах вдоль реки Теплая и в пойме Чарыша, были в селах Маяк, Тулата и Березовка. Выезжали на Царский курган в долину реки Сентелек. Там археологи мониторили объекты исторического наследия.
Михаил Сафронов,
председатель Алтайского краевого археологического общества:
Ситуация в общем безрадостная. Памятники разрушаются. Вывеска о том, что это культурное наследие и охраняется государством, расстреляна картечью. Туристы пакостят. Зачем бросать полторашки на могилах, мне совершенно не понятно. Мы там собрали два самосвала мусора.
Не место для неженок
Важной задачей проекта Сафронов считает не саму науку (все же экспедиции не академические), а участие школьников, их социализацию и вовлечение в «настоящие взрослые научные дела». Находки ребят способны «раскрасить те факты, которые есть в учебниках», так что многие участники экспедиции твердо решают быть историками и археологами.
Разумеется, здесь не место неженкам, «городским принцам и принцессам». Школьники запросто могут встать в 6 утра, чтобы последить за костром, работать несколько часов подряд на раскопках и в деревне, приготовить ужин на весь лагерь. И не испугаться медвежьего рыка с другого берега реки.
Тотальные исследования
Многие археологические находки обнаружили прямо на берегах реки Теплой, недалеко от лагеря. Откуда река несет артефакты, пока не известно. Это предстоит исследовать в следующем году.
Роман Белоусов,
археолог:
В этой долине (мы каждый день в этом убеждаемся), есть материалы из всех эпох. Это пока первые пробные работы. Дальше будут планомерные, долговременные стационарные раскопки с привлечением многих специалистов.
Алтайское археологическое общество постоянно ведет набор волонтеров, теперь уже на следующий год. К участию приглашают школьников, студентов, руководителей образовательных и научных организаций. Возрастных ограничений нет.
Самое важное - в нашем Telegram-канале