Да, сейчас нет особых требований, чтобы ребенок обязательно умел читать и писать. Но очень мало детей, которые до школы не умеют это делать. Тем более, многие развивающие программы, которые сейчас действуют в общеобразовательных школах, рассчитаны на то, что первоклассник может уже 1 сентября открыть учебник и сам прочитать задание. В целом же, есть небольшой перечень требований к любому ученику независимо от выбранной программы.
Первоклассник должен знать:
- фамилию, имя, отчество;
- возраст;
- дату рождения;
- домашний адрес;
- страну и город, в которых живет;
- дни недели;
- времена года;
- объединять предметы по общему признаку (животные, фрукты, овощи, транспорт...);
- уметь составить рассказ по картинкам;
- услышав рассказ, суметь пересказать, назвав главных героев и главную мысль.
С этим "багажом" можно спокойно идти в школу. Другое дело, по какой программе ребенок будет обучаться. Самая традиционная - "Школа России". Там вышеперечисленных знаний точно хватит. А вот для освоения развивающих программ могут понадобиться дополнительные навыки. Об этом лучше спросить у учителя заранее.
За период обучения в начальной школе постарайтесь научить и приучить ребенка:
- самостоятельно открывать и закрывать входную дверь в квартиру и подъезд;
- ходить пешком, ориентироваться в своем районе;
- разогревать еду в микроволновке;
- собирать портфель в школу;
- самостоятельно учить уроки, не ожидая родителей с работы.
Что НИКОГДА не должен слышать школьник:
- негативные разговоры родителей и других взрослых о его лицее, гимназии, школе;
- критики в адрес учителя, других учеников и их родителей;
- обсуждения школьных трудностей самого ребенка.
Все это может спровоцировать психологическую травму, недоверие к взрослым, различные страхи и непонимание.
Алла Чуникина,
медицинский психолог Алтайского краевого психоневрологического диспансера для детей:
По своему опыту скажу: выбирайте не школу и не программу, а учителя! В первую очередь для ученика начальных классов важен человеческий фактор, общение, взаимопонимание. А программа — какая бы не была нужно понимать, что с пятого класса у всех она будет одинаковая.
Не стремитесь в школу получше, но подальше. Во-первых, ребенок устает в дороге. Во-вторых, часто не успевает позавтракать. В-третьих, у него нет друзей-соседей. Он их просто не знает и в выходные или после школы бывает не с кем поиграть. Учитывая, что в этом возрасте уже идет становление коллектива, умение ребенка договариваться, решать конфликты, постоянное общение со сверстниками очень важно. В погоне за эфемерными знаниями это может безвозвратно "потеряться".
Ну а главная мысль психологов, неврологов и педиатров сводится к тому, что родители всегда должны оставаться родителями, а не контролерами. Не оценивать с пристрастием домашнюю работу и, тем более, не заставлять переписывать. Их задача — подбодрить, узнать, что было интересного в школе, обнять, сказать, что у тебя все получится и помочь что-то сделать!
Самое важное - в нашем Telegram-канале