@ есть, а слова — нет
Всего у нас четыре «запретных» слова: на «х», «п», «е» и «б». От них образованы все матерные выражения — сколько их, сказать невозможно. Это как конструктор «Лего» — собирай как хочешь, насколько хватит таланта.
Помимо этих выражений нецензурным с 2018 года считается слово на букву «м». Есть еще одно слово на эту букву, которое Роскомнадзор пока разрешает использовать.
Одно время бытовало мнение, что татаро-монголы заставляли русских не только платить дань, но и материться. Но, по словам Екатерины Романовой, кандидата филологических наук, найдено огромное количество берестяных грамот с матерщинными текстами — и они были написаны задолго до вторжения.
Екатерина Романова,
доцент кафедры общей и прикладной филологии, литературы и русского языка АлтГУ:
— Практически у каждого народа есть табуированная лексика. У немцев и французов она больше связана с процессом испражнений. Что-то неприятное. А у нас… что-то приятное, жизнеутверждающее. Русский мат тесно связан с сексуальной сферой. Не у всех она табуирована — есть архаичные народы, у которых такие слова не являются ненормативными.
Многие филологи придерживаются версии, что мат произошел от обрядной лексики язычников. Ритуалы были связаны с земледелием и свадьбами, иначе говоря, с созданием новой жизни.
У древних греков тоже были мифы, связанные с плодородием. На шествиях, коммосах, крестьяне пели неприличные шуточные песни и носили по улицам огромное изображение фаллоса, чтобы боги дали больше урожая. Так мат и нагота в итоге привели к созданию комедии.
Екатерина Романова,
доцент кафедры общей и прикладной филологии, литературы и русского языка АлтГУ:
— «Матерный» восходит к слову «мать». Мать сыра земля, которая дает нам жизнь. Эта лексика когда-то была чрезвычайно позитивной. А отрицательное отношение связано с укоренением христианства, которое на протяжении веков отрицало и угнетало языческие обряды, подавляло все сексуальное, телесное.
Для меня поразительно, что в русском языке нет нормальных, общепринятых и правильных с точки зрения культуры слов для описания секса. Мы не можем говорить об этом, не уходя в неприличное или в науку, — используем либо эвфемизмы, либо англоязычные заимствования.
*****?
Мат используется как вербальная агрессия — это первая ступенька. Сначала человеку обстоятельно объясняют, почему он ведет себя непристойно и недостоин находиться в вашем обществе, а потом уже дают в глаз. Это вторая ступенька.
В определенных социальных группах без мата тоже не обойтись — станешь белой интеллигентной вороной.
Также с помощью мата люди проявляют яркие эмоции. Попробуйте уронить себе на ногу гирю и сказать: «Ах, какая досада». Британские ученые в 2009 году пришли к выводу, что мат помогает легче переносить боль. Как — неизвестно. Но предположили, что нецензурная лексика заставляет сердце биться чаще — это помогает собраться.
Александр Степанов,
врач-психотерапевт, клинический психолог:
— Как ни парадоксально, мат действительно волшебен. Я ходил в сплавы, предупреждал новичков сразу: «Материться буду много, громко — ничего личного». Если, проходя порог, буду спокойно говорить: «Давайте грести, иначе перевернемся» — мы уже 33 раза перевернемся.
А еще мат — это выплеск энергии. Он помогает сбросить эмоции и сосредоточиться. Еду за рулем, подрезали. Я сказал @, но при этом вошел в баланс, я спокоен. Если не скажу — буду дергаться. И вероятность, что произойдет ДДП, станет выше.
Несмотря на эти «чудодейственные» свойства, конечно, не все мат приветствуют. Особенно в некоторых кругах образованных людей.
Екатерина Романова,
доцент кафедры общей и прикладной филологии, литературы и русского языка АлтГУ:
— В речи людей необразованных частотность употребления этих слов сильно повышена, и «магическое» свойство пропадает. Мат уже служит как связка между другими словами или заменяет выражения, которые невозможно подобрать из-за бедного словарного запаса. А вот умение красиво материться, изощренно, говорит о высоком уровне владения словом.
Но такой дар эксперты все же советуют скрывать. Всему свое место и время.
Нехороший человек, редиска, @
Если вы вдруг станете громко материться в общественном месте и не будете реагировать на замечания, кто-то рано или поздно приведет полицейского, который составит протокол за мелкое хулиганство. В этом случае есть риск получить штраф от 500 до 1 тыс. рублей или 15 суток ареста (ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ). Просто произнесенный вслух мат пока не наказуем.
В интернете не стоит ставить матерное слово рядом с фамилией какого-нибудь чиновника. Даже если вы его так хвалите. Это расценивается как явное неуважение власти и чревато штрафом от 30 до 100 тыс. рублей. За повторное нарушение штраф больше (ч. 3–5 ст. 20.1 КоАП РФ).
Если вы обматерите обычных людей, штраф будет поменьше — 1–3 тыс. рублей. Оскорблять должностных лиц и ИП дороже — 10–30 тыс. Юрлиц — 50–100 тыс. (ч. 1–2 ст. 5.61 КоАП РФ).
Также не нужно оскорблять чувства верующих, хоть цензурно, хоть матом — ответственность будет уголовной: лишение свободы до 1 года, штраф до 300 тыс. рублей или другие меры наказания. И они будут суровее, если сматериться в храме (ч. 1–3 ст. 148 УК РФ).
В феврале в силу вступил закон с запретом мата в социальных сетях. Наказание для авторов пока не предусмотрено, зато соцсеть, не удалившая комментарий на букву «б», могут оштрафовать на несколько миллиончиков — от трех до восьми.
ВАМ ЧТО СЕРЬЕЗНО ТАК СЛОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ МАСКИРОВКУ НЕЦЕНЗУРНОЙ БРАНИ В СМИ????? У ВАС РУКИ ПОСЛЕ ЭТОГО ОТВАЛЯТСЯ????? НАСТУПИТ КОНЕЦ СВЕТА????? НЕТ, Б...Ь, НЕТ!!! ТОГДА ПОЧЕМУ, @, ВЫ НЕ ПРАВИЛЬНО МАСКИРУЕТЕ?????!!!! ЕЩЁ И ГЛАЗА ЗАКАТЫВАЮТ, ДА ПОШЛИ ВЫ Н...Й!!!
— Роскомнадзор (@roscomnadzor) June 21, 2019
За мат в комментариях и в публикациях на сайтах СМИ штраф поменьше. Но тоже @.
Попытки запретить нецензурную лексику предпринимались издавна — начиная с XVII века, когда резко стал разделяться язык просторечный и литературный. Выходили церковные циркуляры о том, что «срамные» слова говорить нельзя. А в XX веке мат не печатали.
Александр Степанов,
врач-психотерапевт, клинический психолог:
— Если говорить о современных запретах, начинать надо было лет 15–20 назад, а не когда почуяли запах жареного. Если власти хотят повернуть процесс обратно, нужны гигантские капиталовложения в образование, подготовку кадров и т. д. Молодая прослойка населения, которая любит выразиться сильным словцом, очень эмоциональна. А манипулировать эмоциями легко. У таких людей теряется критическое восприятие информации.
«Представим, что мат разрешен и не порицается этикой. Он просто потеряет свою “волшебную” силу, — уверена Екатерина Романова. — Нейтральная лексика не вызывает особых чувств».
Стали ли материться чаще с развитием интернета? Наши эксперты так не думают. По их мнению, социальные сети — общая картина мира, множество двориков, собранных в одном месте. Просто все, что было скрыто от лишних глаз, теперь на виду.
И Пушкин тоже говорил «@»
Бумага все стерпит
Мат еще не в полной мере захватил наше искусство. И за этим интересно наблюдать, вспоминая американцев, которые к нецензурной лексике относятся проще.
Екатерина Романова,
доцент кафедры общей и прикладной филологии, литературы и русского языка АлтГУ:
— Возьмем роман «Над пропастью во ржи». Это словоизлияние подростка, где очень много ненормативной лексики, которой в советском переводе, конечно, не было. Где у Сэлинджера f*** — там у нас «фальш». Есть современный неадаптированный перевод, но я не смогла его дочитать, потому что такой концентрат ненормативной лексики разрушает всю магию. А быть может, это дело привычки.
Александр Сергеевич — наше все — Пушкин тоже пользовался нецензурной лексикой, правда, это в его времена считалось «так, баловством», а не «настоящей» литературой. В начале XX века футуристы уже могли позволить сказать себе крепкое словцо со сцены. А у Сергея Есенина мат стал методом продемонстрировать искренность. Позже об этом не могло быть и речи.
Екатерина Романова,
доцент кафедры общей и прикладной филологии, литературы и русского языка АлтГУ:
— Помню, в детстве я читала «Оливера Твиста». И там буквально на первых страницах Оливер говорил: «Моя мать была шлюхой». До сих пор помню свой шок. Я не могла поверить, что такое слово напечатали в книге, которую я взяла в детской библиотеке. Я многократно его перечитывала — может, показалось?
Этот эффект напоминает другой, который дало вступление к поэме Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки». Там женщин и детей предупреждали, что в главе «Серп и Молот — Карачарово» после слов «и немедленно выпил» следует полторы страницы отборной брани. Автор потом говорил о том, что добился противоположного — все кинулись читать только эти страницы.
В самиздате, в иммиграции и после развала СССР мат стал способом избавиться от советского официоза. Если убрать нецензурщину из текстов Сергея Довлатова, потеряется все очарование, считают наши эксперты.
В современной культуре знаменитые «писатели-матерщинники» — Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Михаил Елизаров.
Екатерина Романова,
доцент кафедры общей и прикладной филологии, литературы и русского языка АлтГУ:
— Наивна позиция, что мат делает текст бездуховным. Это как верить, что использование церковно-славянской лексики сделает его божественным. Режиссер Павел Лунгин сравнивает мат с ядом: «В малых дозах он может быть полезен, а в больших употреблять не стоит». И это правда.
Театр не потерпит
Если во мнениях о мате в литературе наши эксперты сошлись полностью, то с театром все несколько сложнее.
Перед тем как купить книгу, можно прочесть ознакомительный фрагмент или полистать ее в магазине. А спектакль не полистаешь. Возрастной ценз для зрителя — настоящая лотерея: что же будет на 18+? Эротика, насилие или мат? Добавил ли остроты в «Ревизора» режиссер или пойдет по написанному? Делает ли это ради высокой цели или чтобы шокировать?
«Единственное условие, по которому у нас поставили “Москва – Петушки”, — чтобы со сцены не произнесли ни одного матерного слова», — поделилась на встрече откровением директор театра драмы Любовь Березина.
«Стали бы вы смотреть спектакль с нецензурной лексикой?» — в ответ на этот вопрос большинство участников обсуждения подняли руки.
Самое важное - в нашем Telegram-канале