Жизнь

Алексей Гришковец: «Люди всё чаще отстаивают не личные интересы, а общественные»

Общественная палата Алтайского края и ИД «Алтапресс» в проекте «Жаловаться бесполезно?» продолжают дискуссию на тему: почему растет число жалоб граждан в органы власти?

Жаловаться бесполезно?
Жаловаться бесполезно?
Михаил Хаустов

Алексей Гришковец,
председатель комиссии Общественной палаты по правовому просвещению, защите прав и свобод граждан:

Все чаще убеждаюсь, что одно из самых популярных в народе государственных ведомств — суд. На днях узнал такую статистику: только в прошлом году в суды края было подано 33 тысячи 236 обращений. А лишь за пять месяцев этого года в судах зарегистрировано уже 14 тысяч 403 обращений. Такая вот арифметика.

В Общественной палате края я работаю непосредственно с жалобами и обращениями граждан. Так вот, практически в каждом случае первой инстанцией, куда чиновники отправляют обращающихся, является суд. Получается, что сам чиновник вообще не утруждает себя вопросами рассмотрения жалоб. Формально — да, он выдерживает все сроки (а это ни много, ни мало 30 дней!), после чего выдает «на гора» как правило, формальную отписку, не занимаясь сутью и никак не решив проблему гражданина.

И чего, собственно, от чиновника ждать, если он разбирается с жалобами на самого себя! Ведь зачастую из высокой инстанции спускается распоряжение разобраться по определенному факту именно тому чиновника, который и виноват в нарушении.

Кстати, в этом кроется один «высокий» показатель по обращениям граждан. Как ни странно, но при общем росте жалоб, число вторичных обращений сокращается. Увы, но это говорит не об эффективности работы чиновников, а нежелании людей обращаться в туже инстанцию, в которой им ничем не помогли.

Удивителен тот факт, что еще в 2006 году был принят Федеральный закон, который прямо запрещает «направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется» (статья 8, пункт 6 ФЗ № 59 «О прядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Этот закон обладает еще одной весьма показательной статьей № 15. «Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона: Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ». Так вот, на моей практике таких примеров нет! То есть, контролирующие органы за выполнением Федеральных законов есть, а примеров наказания нет!

И самое опасное в такой ситуации, что граждане начинают озлобляться, терять доверие к власти и не молчат при этом. Если мне не помог ответственный чиновник, я самостоятельно буду решать свои проблемы теми методами, которые доступны лично мне. В результате, напряжение в обществе растет с каждым днем.

В сухом остатке имеем, что жалобами и обращениями граждан все равно необходимо заниматься. Неформально, по сути, с реальными решениями. Кстати, еще одна «жалобная» тенденция состоит в том, что люди все чаще обращаются не по личным нуждам, а защищая интересы общества. Например, по состоянию дорог в районе или городе, несанкционированным свалкам и т.п. Медленно, но неотвратимо гражданское общество у нас в стране формируется.

А чтобы чиновники исправно выполняли свою работу, нужно, а главное, реально, той же прокуратуре края организовать соответствующие проверки. В этом я и вижу главную задачу открытой общественной дискуссии «Жаловаться бесполезно?», чтобы совместными усилиями наладить неформальную и эффективную работу с обращениями граждан.

Смотрите также
Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость