Не блогер
— Меня часто называют блогером, но это неправильно. Я — ютубер. Блогер записывает на видео самого себя, а ютубер ведет тематический канал.
В волейбол я играю со школы. У меня хороший любительский уровень. Сейчас тренируюсь четыре раза в неделю и играю в трех любительских лигах. Первая появилась в Барнауле три года назад. Сейчас в любительский волейбол в городе играют люди разных возрастов, некоторые когда-то занимались им профессионально. Уровень команд высокий. Есть команда девочек-подростков 13–14 лет ДЮСШ "Победа", они по России призовые места берут. Но об этом мало кто знает.
Как-то я зашел на YouTube, чтобы поискать материалы о волейболе, хотел подучиться. Нашел всего один канал, у которого было 50 тыс. подписчиков. Еще были каналы крупных телеканалов о спорте, но они не особенно популярны и развиты.
Так как я личность творческая, то подумал, почему бы не попробовать делать свои видеоролики. Материала в Сети тогда было мало, находил его в разных источниках. Делал подборки красивых моментов у лучших игроков. В волейболе ведь тоже есть звезды, как футболе.
Канал назывался по-русски "Титаны волейбола" и был ориентирован на русскоязычную аудиторию. Постепенно он стал нравиться людям, число подписчиков росло, товарищи по волейболу начали просить сделать какие-то подборки. Так прошел год.
Первый заработок
— Потом я узнал, что на YouTube можно зарабатывать. Для этого нужно заключить договор с Google, которому YouTube принадлежит. Система начнет встраивать в твои ролики рекламу и отчислять 50% дохода за трансляцию. Все вопросы по налогам при этом решает Google, что очень удобно.
Шел 2015 год, курс доллара вырос в два раза, у меня родилась дочка, с деньгами была напряженка. Работал я в тот момент управляющим в бизнесе, был правой рукой собственника. Руководил десятью директорами подразделений. Но все равно зарплату задерживали. Я начал искать дополнительный заработок.
Помню, как мне в первый раз пришло SMS о начислении денег за канал на YouTube. Сумма была совсем небольшая, но сам факт вдохновил. В следующем месяце я решил поднажать — заработал тоже немного, но уже существенно больше. Некоторые у нас в Барнауле получают такую зарплату.
После этого я стал относиться к проекту серьезнее. Оформил канал, сделал заставку, трейлер канала, красивые превью видео и так далее. Хорошо, что у меня был опыт работы в дизайне, эти навыки очень пригодились. В то же время смотрел бесплатные курсы о том, как создавать контент для YouTube.
Вскоре я получил столько же денег, сколько зарабатывал на основной работе, это случилось примерно полтора года назад. Нужно было делать выбор в пользу чего-то одного – канала или работы. Я принял решение и уволился. Жена меня поддержала, а родители сомневались в моем решении. Говорили: "Тебе скоро 30 лет, у тебя ребенок, во что ты ввязываешься". Их можно понять, это другое поколение. Со временем они увидели, что у меня получается, и изменили свое мнение.
Бросить работу было страшно, я рисковал, не знал, получится что-то с каналом или нет. Четыре месяца почти не спал и удвоил свой доход. В тот же период понял, что канал нужно делать на английском языке для всего мира. Зарубежные рекламодатели платят значительно больше. Английский язык я не знал. Но для работы мне было достаточно онлайн-переводчика.
Более 100 млн раз пользователи YouTube посмотрели видео канала Titans Valleyball.
Лучшие моменты
— Заработать на канале в YouTube не так просто, как кажется на первый взгляд. Ко мне часто подходят ребята, говорят, что тоже хотят вести канал, просят рассказать, как это делать. Я всегда всем помогаю, отвечаю на вопросы, но для себя знаю – большинство в конце концов откажется от этой затеи.
Когда я начинал, то тратил на создание одного видеоролика неделю, а у меня уже были знания в области тематики канала (волейбола), дизайна и интернет-маркетинга. У многих их нет. Сейчас я могу сделать ролик за пару часов. Топовые блогеры выкладывают одно видео в неделю, я выкладываю каждый день. И у меня всегда есть запас на 10–15 дней — вдруг куда-то уеду.
Я смотрю весь чемпионат целиком, там 16–20 игр, каждая длится по 2,5 часа, выбираю лучшие моменты. Группирую их по темам и монтирую. Я уже такой эксперт в волейболе, что могу все рассказать про каждого игрока. Кстати, российские комментаторы знают волейбол очень плохо, они точно сами в него никогда не играли – такую ерунду говорят иногда, диву даешься.
Работаю я из дома. Меня многие спрашивают, почему не сниму офис, но мне так удобнее. Я могу сесть за компьютер в любое время дня и ночи. А когда устаю и прерываюсь, пью чай на своей кухне и играю с дочкой. Очень важно организовать комфортное рабочее место и иметь мощный компьютер — слабый не потянет программы для обработки видео. А еще нужно заручиться поддержкой жены и распределить с ней обязанности, иначе возможны конфликты.
Проблемы роста
— В работе часто возникают сложности с соблюдением авторских прав, с правообладателями нужно постоянно договариваться. Я ведь беру чьи-то видеозаписи. Если автор не хочет этого, он может кинуть мне на YouTube так называемый страйк. Когда накапливается три страйка, соцсеть имеет право заблокировать твою страницу. У меня уже было семь страйков, но мне удавалось решить возникшие проблемы.
Претензии могут предъявить и каналы, и игроки. Например, в Германии есть спортивный канал LAOLA TV. Они кинули мне два страйка и удалили 20 роликов. Мы переписывались по электронной почте две недели и, несмотря на языковой барьер, договорились. Они разрешили мне брать видео при условии, что я буду размещать его с их логотипом. У меня на тот момент было 170 тыс. подписчиков, а у их канала — около 3 тыс.
Таких случаев было много. Я объясняю людям, что для них мои ролики – это пиар. У меня позитивный канал, я выкладываю только эпизоды с хорошей игрой. Но некоторые все равно отказываются сотрудничать, не знаю почему. Притом что есть игроки, даже зарубежные, которые, наоборот, пишут мне и просят сделать про них подборку. Тут уже я смотрю, насколько интересен этот игрок.
Специфика YouTube в том, что ты не можешь угадать, какой ролик выстрелит, наберет много просмотров. Для меня сейчас максимум – более 10 млн, это видео попало в топ. Пока тот успех повторить не удалось.
Каждый месяц на мой канал подписывается 10–15 тыс. человек, и "потолка" здесь нет, но доходы пока сильно не растут. Чтобы произошел новый скачок, число подписчиков должно превысить 500–600 тыс.
Интегрированную рекламу (встроенную в контент ролика) я не продаю. У меня для этого слишком маленький канал, а аудитория очень размытая – меня смотрят люди со всего мира. Я связывался с двумя крупными компаниями, которые производят форму, обувь, мячи для волейбола, но они мне не ответили. Однажды пробовал рекламировать московский интернет-магазин, они сами меня попросили, но это было неэффективно.
50–80% успеха канала — это "превью", его оформление. Человек видит картинку, если она его заинтересовала, он будет смотреть дальше. Потом он оценивает контент. Чем дольше смотрят твой видеоролик, тем больше в нем рекламы и тем она дороже. И чем выше число просмотров, тем с большей вероятностью твое видео будет продвигать сам YouTube.
Есть программы для накрутки просмотров. Именно из-за них в топ попадает всякий трэш. Но использование таких программ чревато – канал могут заблокировать, да и аудиторию таким образом все равно не наберешь. Также можно платить за рекламу другим платформам, допустим, соцсетям. Чем больше твое видео расходится по интернету, тем лучше.
Весь материал о том, как заработать на YouTube, можно прочитать в интернете бесплатно. Когда я говорю об этом людям, они мне не верят. Человек заинтересован применять знания, если платит за них на каких-то курсах. Бесплатную информацию он часто не ценит.
Максим Фролов владеет серебряной кнопки YouTube. Ее присылают авторам каналов, которые набирают свыше 100 тыс. подписчиков.
"Зашквар" и "годнота"
— Когда меня спрашивают, есть ли сейчас смысл делать что-то на YouTube, не поздно ли, я говорю: посмотрите на меня. Я начинал с нуля и обошел своего конкурента, у которого на тот момент было 50 тыс. подписчиков. Крупных волейбольных YouTube-каналов до сих пор в мире только два. Многие думают, что Titans Volleyball — это большой холдинг, и удивляются, когда узнают, что я делаю канал один, а живу в Барнауле.
На YouTube очень много коммерческих проектов. Люди приходят туда, чтобы заработать или пропиариться. Блогерство сейчас в тренде, а крупные блогеры зарабатывают миллионы. К тому же на YouTube сохраняется какая-никакая свобода слова. Там нельзя обсуждать только те темы, которые запрещены законодательно. Именно на этой платформе многие стали звездами.
В этой соцсети очень много скандалов, авторы блогов создают хайп с помощью негативной информации, люди это смотрят и не все понимают, что на них цинично зарабатывают огромные деньги. Но есть и хорошие авторы, тот же Юрий Дудь. Он интересный и при этом честно ведет себя со своей аудиторией, не делает скрытую рекламу. С 2017 года YouTube начал проводить "чистку" каналов, потому что рекламодатели стали отказываться вставать рядом с трэшевым контентом. Соцсеть потеряла из-за этого огромные прибыли.
Среди популярных блогеров очень много подростков. У них кураж, креатив и сумасшедшие идеи. Тот же Мамикс из Рубцовска, который прославился благодаря ролику о том, как смешал 10 тыс. литров колы с содой. Вроде бы бред, но людям интересно.
Зрители на YouTube используют два термина — "зашквар" и "годнота". Первый означает "ужасный трэшевый ролик", а второй, соответственно, наоборот: "качественный". Блогеры эти два слова не любят, но на самом деле они отражают суть явления.
Многие топовые блогеры начинали с хорошего контента, а сейчас скатились в "зашквар" и живут на хайпе. Как ни странно, но каким бы ни был твой канал, он все равно найдет свою аудиторию. Я видел канал, на котором лысый мужик в татуировках, явно отсидевший недавно, режет хлеб с колбасой. У него 20 тыс. подписчиков! Даже если ты сделаешь что-то откровенно плохое, все равно кому-то это понравится. Главное — придерживаться одного стиля и выкладывать видео регулярно.
При этом популярность на YouTube бывает и вполне заслуженной. Классные и полезные каналы по разным темам часто находятся в топе, их легко найти. Много хороших каналов делают обеспеченные ребята. Им не важен заработок, они создают интересный контент для души. А что попало часто делают как раз те, кто изо всех сил хочет заработать.
Делать мультики
— Я люблю свою работу, но она уже стала превращаться в рутину. А качество видео сильно зависит от морального состояния. Иногда вроде бы все хорошо, а руки опускаются. Чтобы как-то себя воодушевить, я читаю мотивационные книги.
И еще сейчас пробую создавать другие каналы. Оригинальную идею для нового канала найти сложно. Иногда друг звонит мне среди ночи и говорит: "Макс, я придумал, о чем мы сделаем канал!" Я говорю: "Да, классно". Утром просыпаемся, смотрим, а уже такой есть, и у него 1 млн подписчиков.
Недавно начал делать канал Volleyball RUS. У нас в России есть много сильных команд. Например, "Зенит" из Казани три раза выигрывал Лигу чемпионов и вообще все что можно выиграл, но про него опять же мало кто знает.
Сейчас на YouTube особенно популярен детский контент, и я хочу делать мультики. Уже даже купил специальные светобоксы для съемок. Это чисто коммерческий проект. Русские и зарубежные каналы с мультиками зарабатывают в три раза больше меня.
Мультфильм делается просто: человек берет игрушки пальцами, перемещает их, озвучивает и все. Часто сюжеты берутся из детских книг и сказок. Есть мультфильмы, целиком сделанные из игрушек Lego. Какую-то особую нишу искать не обязательно, зритель найдется и так. На съемку, правда, требуется много времени.
Когда родители делают своих детей звездами YouTube, мне не нравится. Я противник этого. Мне кажется, такая слава портит ребенка. Я вот взрослый человек и могу отказаться, если не хочу сниматься. А ребенок не может этого сделать. Он должен вырасти и осознанно решить, хочет быть блогером или нет. Но некоторые зарабатывают на видео со своими детьми по 5 млн рублей в месяц. Единственное, за что я про себя поставил "плюсик" этим каналам, – они отдают игрушки, которые их ребенок тестирует на видео, в детские дома.
О жизни и богатстве
— Мне очень нравится моя работа. Я популяризирую волейбол во всем мире и при этом зарабатываю. Когда был управленцем, у меня все получалось, но многие обязанности не приносили удовольствия. Принимать на работу и увольнять людей, решать проблемы с зарплатой – все это не мое.
Сейчас я ни от кого не завишу и от меня никто не зависит, я имею в виду сотрудников. При этом зарабатываю столько, сколько в Барнауле не везде платят даже на руководящих должностях, деньги приходят всегда в обозначенный срок, без задержек. Моего сегодняшнего заработка хватает на все, что нужно семье, родителям тоже помогаю.
Быть слишком богатым я не хочу. Пока работал в чужом бизнесе, видел многое. Мне не нравится тот образ жизни. Богатые люди в основном очень нервные, они постоянно куда-то спешат. Очень много работают, мало кому доверяют. Им не хватает времени на саму жизнь. А мне сейчас его хватает на все: работу, семью, хобби, отдых. Для меня это и есть счастье.
Досье
Максим Фролов родился 24 декабря 1988 года в поселке Февральск на Дальнем Востоке. В 2010 году окончил Благовещенский технологический техникум по специальности "техник ПК". В 2010–2011 годах служил в армии. В 2011 году переехал вместе с родителями в Алтайский край. Здесь окончил факультет повышения квалификации в АлтГТУ по специальности "программирование".
Во время учебы работал на золотодобывающей шахте в Республике Алтай. Затем устроился дизайнером в отдел маркетинга Барнаульского пивоваренного завода. С 2014 по 2016 год работал управляющим в нескольких бизнесах в Барнауле. Пробовал себя в сетевом бизнесе. В 2014 году создал канал на YouTube – Titans Volleyball, который сделал коммерчески успешным. С 2016 года занимается только собственными проектами.
Играет в трех любительских волейбольных лигах Барнаула. Материально поддерживает женскую подростковую команду по волейболу. Летом 2017 года впервые в Барнауле организовал благотворительный волейбольный турнир на Кубок YouTube канала Titans Volleyball. Преподает в школе для видеоблогеров и тележурналистов "Дай Like".
Максим Фролов женат, воспитывает дочь.
Самое важное - в нашем Telegram-канале