Электронная соска
По словам Татьяны Ветраевой, многие проблемы со здоровьем у ребенка начинаются с, казалось бы, безобидных игр в телефон. Родители дают малышу гаджет и включают ему мультики, чтобы он не путался под ногами. И тем самым неосознанно ему вредят.
«Нередко наблюдаю такую картину в нашей больнице. В ожидании врача сидят на лавочках родители, уткнувшись в телефон, а рядом их дети — тоже в телефонах. Ни общения, ни взаимодействия, каждый в своем гаджете», - отмечает специалист.
По словам педиатра, постоянное мелькание картинок в раннем возрасте негативно сказывается на состоянии ребенка. Они нарушают формирование зрительного аппарата и оказывают нагрузку на незрелую нервную систему.
![Ребенок с телефоном. Ребенок с телефоном.](https://obj.altapress.ru/picture/375610/900x.webp)
Самая распространенная детская проблема последнего времени — нарушение речи. По данным регионального минздрава, проблемы в развитии речи имеют около 70% детей дошкольного возраста. Из-за того, что малышу родителей заменяет гаджет, он почти не общается. А вечно занятые родители замечают проблему слишком поздно.
Также велика вероятность, что гаджет может превратиться в своеобразную «соску» для ребенка. Например, если он плачет и ему тут же включает мультфильм, его нервная система запоминает: ага, раз плохо, то нужно срочно на что-то отвлечься. Уже во взрослом возрасте такому человеку будет сложно разобраться с собственными эмоциями и брать на себя ответственность.
Поэтому врач рекомендует не давать детям гаджеты в руки как минимум до трех лет. Гораздо важнее, чтобы в этот период жизни ребенок активно исследовал мир вокруг себя: трогал, нюхал, слушал и пробовал на вкус. В этот период необходимо как можно больше играть с ребенком, чтобы он развивал мелкую моторику, воображение и умел разнообразно провести время без телефона. Ведь реальное представление о мире не заменит никакая яркая картинка из YouTube.
![Ребенок, дети, ребенок играет. Ребенок, дети, ребенок играет.](https://obj.altapress.ru/picture/710058/900x.webp)
Само не пройдет
Также причиной многих заболеваний становится нежелание родителей следовать рекомендациям врачей. Например, они могут проигнорировать плановый медицинский осмотр или отмахнуться от советов специалистов.
«Например, приводят к нам годовалого ребенка на осмотр. Мы спрашиваем: «Сколько слов он уже говорит?» В норме он должен уже знать 8-10 слов. Но выясняется, что ребенок говорит меньше, - рассказывает Татьяна Ветраева. - Тогда советуем обратиться к неврологу и логопеду. А родители не хотят, оправдываются тем, что у них много работы и нет времени дополнительно водить ребенка по врачам. И таких родителей больше половины. А ведь проблемы, не скорректированные в раннем возрасте, впоследствии могут стать пожизненными».
Необходимо показывать малыша до года врачам каждые три месяца. Затем ребенок должен проходить диспансеризацию каждые два года.
Становление речевой функции идет поэтапно. К первому году жизни ребенок должен произносить 8-10 слов. К двум годам ему пора составлять свои первые фразы, они должны состоять из двух-трех слов. К трем годам ребенок должен уже использовать общеупотребительную речь, а к пяти - говорить как взрослый человек. К семи годам малышу следует быть готовым к письменной речи.
![Педиатр Педиатр](https://obj.altapress.ru/picture/699248/900x.webp)
Школьные годы проблемные
Среди распространенных заболеваний у школьников на первом месте находятся проблемы со зрением: близорукость (миопия), дальнозоркость, астигматизм или аномалии рефракции (изменения формы глазного яблока).
Причин у плохого зрения может быть несколько. Это неправильно подобранная по росту ребенка школьная и домашняя мебель или нехватка освещения в комнате. Негативно сказывается чтение или письмо в лежачем положении. Также вредит малоподвижный образ жизни.
Однако в большинстве случаев причиной проблем со зрением становятся, опять же, чрезмерное времяпровождение за гаджетами, отмечает Татьяна Ветраева. Особенно, если ребенок сидит за ними не только днем, но и ночью.
![Ребенок в очках Ребенок в очках](https://obj.altapress.ru/picture/659931/900x.webp)
Но если плохое зрение можно исправить очками, то вот последствия для нервной системы будут уже необратимы. Зачастую из-за гаджетов у детей формируется клиповое мышление, и они не могут запоминать большие объемы информации. Полученные знания сохраняются у них отрывками.
Впоследствии ребенок может с трудом усваивать учебную программу. По словам педиатра, многие отправляются на медико-педагогическую комиссию, чтобы подобрать индивидуальный план обучения.
Исправить это можно, если научить ребенка отвлекаться от телефона. У него должны быть другие увлечения, помимо соцсетей, игр и YouTube. Пусть он посещает творческие кружки или спортивные секции: так он будет постоянно общаться со сверстниками и развивать себя.
![Ребенок рисует. Ребенок рисует.](https://obj.altapress.ru/picture/768317/900x.webp)
Неподъемный груз
Нельзя не отметить нарушения осанки у школьников. Одна из причин — слишком тяжелые рюкзаки. «Посмотришь на них, а они бедные идут, тащат на себя несколько килограммов. Неудивительно, что у них потом появляются проблемы со спиной», - отмечает Татьяна Ветраева.
Также в последнее время увеличилось число аллергиков, детей с проблемами кожи и ЖКТ.
«Зачастую это происходит из-за легкомысленности родителей. Многие слишком рано начинают угощать детей сладостями или солеными чипсами, сухариками, что вызывает аллергические реакции и проблемы с ЖКТ. Ведь печень у маленького ребенка еще не зрелая и не может самостоятельно справляться», - объясняет педиатр.
![Подросток. Школа. Рюкзак. Подросток. Школа. Рюкзак.](https://obj.altapress.ru/picture/661617/900x.webp)
Комочек нервов
Для подростков же характерны различные неврозы и психологические проблемы. Здесь уже виноват непростой переходный возраст. У подростков идет гормональная перестройка, в ходе которой меняются − и очень быстро − все системы организма. Формируется фигура, ломается голос, усиливаются вторичные половые признаки. А вместе с гормональным фоном меняется и эмоциональный.
По этой причине подросткам порой нелегко выразить свои эмоции, от чего у них часто меняется настроение, они импульсивно реагируют на какие-либо события и тяжело переживают конфликты со сверстниками.
В этот период важно разговаривать с подросшими детьми и не бояться обсуждать с ними их проблемы. Пусть для взрослых они могут показаться преувеличенными, но это не значит, что для ребенка они не важны. А вот переходить на крик или, того хуже, физическое насилие точно не стоит, ведь так можно только травмировать подростка.
Самое важное - в нашем Telegram-канале