Мужик сказал — мужик сделал
"Если одним словом, то это человек дела", — решительно говорит Галина Скопичевская, начальник комитета по образованию Алейского района, до этого несколько лет работавшая главой администрации Заветильичевского сельсовета.
"Работать главой сельсовета там, где нет опорного хозяйства, это труба. Хоть мусор вывезти, хоть расчистить дорогу — нужна техника, у сельсовета ее нет. Однажды мы решили организовать детскую площадку в селе, нужен был песок. Теперь уж не помню, то ли я к Юрьеву обратилась, то ли он услышал и сам позвонил: “Слышал, тебе нужен песок?” Я ответила, что нужен. “Сколько?” — спрашивает. Я говорю: “Одну машину, наверно”. Понимаю же, что это много. А он спрашивает: “Всего одну?” Я ему: “А можно две?” — “Говори, сколько надо”, — ответил он. В результате машины четыре песка Владимир Николаевич тогда завез. Это было наше первое обращение к нему", — рассказывает Скопичевская.
"Он человек неравнодушный к проблемам жителей. Именно как человек, а не только как руководитель предприятия", — подтверждает сегодняшняя глава администрации сельсовета Татьяна Рощупкина. Вывезти мусор с субботника, доставить куда-то людей на транспорте, расчистить дорогу к школе, помочь с похоронами, дать денег на детские праздники или юбилей села — с этим Юрьев помогает регулярно.
Галина Скопичевская рассказывает, как одно время (она уже работала в комитете по образованию) в район по госпрограмме стало поступать оборудование для школ. Его нужно было вывезти из Барнаула. "К кому идти? К Владимиру Николаевичу", — улыбается Скопичевская. "Тебе какой нужен транспорт: ГАЗ или КамАЗ?" — поинтересовался тот. Заставил посчитать, сколько единиц оборудования, какого оно размера, и вынес вердикт: нужен КамАЗ с прицепом. "Помню, тогда плиты привезли для школ. А они их сразу забрать не могли, и оборудование находилось под охраной в гараже хозяйства. Оттуда и забирали — в целости и сохранности", — вспоминает Скопичевская.
Сегодня в гараже хозяйства "живет" и школьный автобус. "Голова у меня по этому поводу вообще не болит. Я точно знаю, что автобус всегда в тепле, охраняется, что он в любое время исправен", — говорит Нина Савина. Она называет Юрьева обязательным. "У нас школьные ворота все время зимой заносит. Поначалу как было? Позвонишь ему, он говорит: “Сегодня не могу, но завтра точно”. Напоминать не приходилось. А последние два года я даже не звоню. Он знает: если был буран, надо чистить. Иду — трактор уже работает".
Отдельная история — со спортивным залом в школе. Ее рассказали все, с кем удалось пообщаться в селе. В зале был совсем разбитый потолок. "Мы беспокоились — это же и безопасность, и охрана труда, и санитарные нормы", — объясняет Савина. Она рассказывает, что два года назад бывшие ученики школы, а на тот момент — местные депутаты, обратились в администрацию района, чтобы там составили смету на ремонт. Расчеты провели. "Владимир Николаевич выделил 100 тыс. рублей. И сделали потолок", — говорит директор. Юрьев потом, на открытии зала, еще и пять мячей подарил. Для малокомплектной школы, где едва на бумагу денег хватает, роскошь. Потом еще наборы для тенниса подарил.
Сам наш герой рассказывает эту историю куда короче: "Зашел в спортзал, потолок весь обваливается. Крутили-вертели. Ну, выделили 100 тыс. рублей". Про мячи ничего не сказал. Хотя до этого была еще одна история, связанная с футболом. "Небольшое футбольное поле сделали, помню, разровняли площадку, мальчишки помогали. Ради бога, пусть играют. Не курят же". И весь сказ.
Школьники благодарят как могут — готовят к праздникам стенгазеты специально для агрофирмы. "Нина Николаевна, молодец, организует ребятишек. Приятно очень", — тепло говорит Юрьев.
Спрашивать его, зачем ему все это надо, неловко. Он пытается объяснить: "Во времена Союза все же опирались на градообразующие предприятия. Вся коммуналка и социалка на них была. И я в основном проработал в той системе. У меня стаж — с 1972 года. Куда людям идти, если не к нам? Хотя есть и другие, к кому можно обратиться. Но почему-то к нам идут. Иногда это моя инициатива". "Зачем?" — спрашиваю. "Может, чтобы потом мне кто помог", — смеется сам себе Юрьев.
Приводит пример. "Я, когда только работать здесь начинал, подошел к клубу — все развалено, сиденья сломаны, не подойти — грязь. Ну, я и предложил главе сельсовета (тогда Галина Валентиновна была): “Давай я тебе здесь все заасфальтирую”. Она говорит: “А можно?”"
В детском саду Владимира Николаевича тоже знают. "Он нам поначалу помогал канализацию откачивать. Бесплатно. Потом у нас был капитальный ремонт, я просила, он нам землю привозил. Ежегодно песок привозит. Телевизор нам маленький купил. Горку подарил", — рассказывает Татьяна Бражина.
Об этой горке Юрьев рассказывает смешно: "Сейчас же самим-то делать нельзя, только заказывать, с сертификатом — не дай бог что-то случится. Я бы, может, ее за 10 тыс. сделал, а то и в 5 тыс. уместился. Но нельзя. В итоге 30 тыс. заплатили. Но с сертификатом, все законно". Про цену говорит не потому, что жалеет. Скорее рассуждает о приметах времени.
"У нас люди его знают очень хорошо. Он им помогает все время. Редко когда отказывает, если только совсем не может", — говорит Татьяна Бражина. "К нему обращались и канализацию выкопать, и воду подвести. Казалось бы, не коммунальная служба же. Конечно, он и как депутат работает, но и просто как человек, вы мне поверьте. Такого не было, чтобы он пообещал и не сделал", — подтверждает Скопичевская. Жителю села Троицкого Осипову Юрьев помог перекрыть крышу дома. Дом был на двух хозяев, отремонтировали кровлю всего дома. "Это же нечестно, если с одной стороны сделать, а с другой — нет", — поясняет Юрьев.
"На День Победы, пока были живы ветераны, обязательно к каждому приходил с подарком. У меня свекор — участник войны, случая не было, чтобы Владимир Николаевич его не поздравил, — говорит Скопичевская. — Люди его знают. Никому не надо говорить — сходите к депутату. Все и так знают, что Юрьеву нужно позвонить".
Детство — это запах поля
Сам он такой порядок и образ своей жизни считает вполне обычным. Владмир Юрьев вырос в Чарышском районе, как говорит, "в обычной семье сельских тружеников". Из родных мест в Алейский район переехал почти в 30 лет — его пригласили в семеноводческий совхоз "Коммунар". Он был инженером по эксплуатации, потом завмастерской, замдиректора. А уже в постсоветское время попал в сферу ЖКХ. В 2001 году ему предложили с нуля создавать районную коммунальную службу — со всеми ее котельными, ремонтами, долгами. "Глава мне предложил должность, дал кабинет и стол бэушный. Так и работал".
А в 2006 году барнаульскими собственниками была создана агрофирма "Успех", куда Владимира Юрьева пригласили главным инженером — работать по специальности, создавать хозяйство, и опять с нуля. В 2009 году его назначили директором. "Ничего сложного-то и нет, я в свою среду пришел", — говорит Юрьев.
Там, где сегодня расположена база хозяйства, был заросший пустырь и болотистая местность. Сегодня заасфальтированная площадка, склады, техника, гараж. В последнем, за скромной деревянной дверкой, небольшой кабинет. Несколько столов, стулья, карты края и района. Мобильная связь берет только у окна. Офис. "Может, наконец соберемся и построим контору. А пока я и тут привык. Я и бываю-то здесь редко", — признается Юрьев.
Поначалу, говорит, было сложно сформировать коллектив. "Большая текучка. Люди за 90-е годы подразболтались, сегодня работать-то мало кто хочет. На бирже вакансии есть, а желающих нет. Один пришел к нам, моего возраста, на КамАЗ. Потом говорит: “Увольняться буду”. Я спрашиваю: что не устраивает? Вроде бы и зарплата, и соцпакет есть. А он честно сказал: “Здесь работать надо”. “Ну, спасибо за откровенность”, — говорю. Он до этого возраста дожил, его воспитывать надо, а у меня на это времени нет", — лентяев Юрьев не любит. Средняя зарплата в хозяйстве, к слову, 23 тыс. рублей. "Но на тот коллектив, который сформировался, я положиться могу, — тут же добавляет он. — И все заслуги, какие у нас есть, — благодаря ему". В хозяйстве работают 40 человек из трех населенных пунктов.
О "своих" Владимир Николаевич заботится отдельно. "Тут даже говорить не о чем", — рассказывают в селе. "Он очень внимателен к людям вообще, а к своим работникам особенно", — говорит Скопичевская. Нина Савина, у которой муж работает в агрофирме, это подтверждает. По ее словам, Юрьев никогда не забывает поздравить с днем рождения, поблагодарить за работу — слова добрые сказать, грамоту выдать. "Если он видит в человеке хозяйственную жилку, то начинает развивать ее в человеке", — рассказывает Савина.
Тех, кто работает на полях, два раза в день кормят за счет предприятия. Работникам дают беспроцентные кредиты в счет зарплаты. На территории хозяйства стоит баня. Есть и своя пасека — работники берут мед. Тем, кто держит хозяйство, дают корма.
Единственное, о чем сокрушается Владимир Юрьев, — мало молодых: "Я сам с 10 лет начал работать — на сенокосах. Копны возил, потом на сенокосилке. Для меня детство — это запах сена, поля. В семь уже был на ногах. А сегодня несовершеннолетним это нельзя, то нельзя, до 18 лет надо шефа-наставника. А когда детине исполняется 18 лет, мы удивляемся: как так, вырос тунеядец? Сначала ограждаем от работы, а потом удивляемся: почему не работает? Говорится, что молодым везде у нас дорога. А где молодые-то? У меня как в детстве было? Уроков нет — бежишь или к тракторам, или на ферму. А сейчас ребятишки не приходят. Я-то и был бы рад, если бы они приходили, смотрели. Нет, не идут, молодежь другая".
Сегодня хозяйство выращивает пшеницу, гречиху, подсолнечник и горох. В прошлые годы агрофирма засаживала 14 тыс. га. В этом году решили немного сократить клин посевных. "У нас была большая разбросанность земель, в семи сельсоветах, — рассказывает Юрьев. — От поля до поля 86 км — широкая география. А это перегон техники через город, через мост, трассы узкие, ответственность и затраты большие. В этом году мы ушли из двух сельсоветов. Остальные земли расположены компактнее".
Каждый год в агрофирме что-то обновляют, строят. В этом уже готовят площадку под закрытый ток. Но распространяться о планах наш герой не любит: "Как скажешь, так обычно половины не сделаешь".
Владимир Юрьев не любит быть в центре внимания. Об этом говорили и его сотрудники, и все, с кем ему приходится работать. "Но трубку телефона он берет в любое время. А если и не берет, то обязательно перезванивает: “Что случилось? Что хотела?” Вот эти “занят”, “не могу сейчас” — это вообще не про него, — рассказывает Галина Скопичевская. — Когда в прошлом году ему исполнялось 60 лет, у нас пошел слух, что Юрьев пойдет на пенсию, уволится. Лично для меня это была бы беда. Кому наша социальная сфера нужна? Мы ничего не можем дать взамен, только просим. Единственное, что мы можем сделать, — сказать: “Спасибо вам, Владимир Николаевич, огромное”".
Цитата
Самое тяжелое — это зима, когда ждешь. Лучше в полях, чем в ожиданиях и бумагах.
Факт
Агрофирма "Успех" изначально была создана для выращивания сахарной свеклы. Однако после закрытия Алейского сахарного завода переориентировалась на выращивание основных культур.
Дорогие читатели!
Издательский дом "Алтапресс" и газета "Свободный курс" реализуют новый проект "Гражданин года".
Его цель — познакомить вас с неизвестными героями, теми людьми, кто бескорыстно, по зову сердца и совести делает жизнь окружающих людей лучше. Те, кто считает правильным и единственно возможным помогать соседям, беречь природу, откликаться на беды или создавать комфорт другим. Не важен социальный или материальный статус человека. Важны его хорошие поступки.
Если вы сами знаете таких героев, расскажите нам о них по тел. 26-50-09 или напишите на электронный адрес elenamaslom@gmail.com. Спустя год мы подведем итоги проекта и определим Гражданина года в Алтайском крае.
Самое важное - в нашем Telegram-канале