Эту железную дорогу называют Великим Сибирским путем. Действительно, она строилась от европейской части страны до ее восточных регионов. По главному пассажирскому ходу Москва - Владивосток протяженность маршрута составляет 9288,2 километра. Именно по этому показателю она считается самой длинной на Земле, пишет Транссиб.
Строительство транссибирской магистрали
Еще с начала XIX века у нас задавались вопросом строительства путей сообщения с Сибирью и Дальним Востоком. Эти регионы буквально были оторваны от европейской части Российской империи. Возникала необходимость в передвижении с минимальными затратами времени и средств.
Но официально эту тему обсудили только в середине столетия, в 1857 году. Тогда генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский озвучил необходимость строительства железной дороги.
Решение вопроса правительство отложило более чем на 20 лет. Активно обсуждать этот вопрос стали только в 1880-х годах. От западных промышленников отказались в пользу отечественных средств и сил.
Следующим шагом стали экспедиции. Во главе с инженерами Николаем Межениновым, Орестом Вяземским и Александром Урсати были организованы три операции по поиску трассы для Среднесибирской, Забайкальской и Южно-Уссурийской железных дорог. Их завершили только к 90-м годам XIX века. А в феврале 1891 года комитет министров одобрил старт строительства.
Работу начали одновременно с двух сторон – от Челябинска и Владивостока. Датой начала строительства дороги принято считать 31 мая 1891 года, сообщают РИА Новости. Уссурийский участок дороги императором Александр III воспринимался как важнейший прорыв в империи. Именно поэтому наследник российского престола и будущий император Николай II,участвовавший в церемонии открытия, заложил первый камень недалеко от Владивостока по той самой дороге.
Строить приходилось в тяжелых природно-климатических условиях. Трассу почти на всем ее протяжении прокладывали по скудно населенной или безлюдной местности, в непроходимой тайге. На пути транссибирской магистрали вставали сибирские реки, озера, районы повышенной заболоченности и даже участки вечной мерзлоты.
14 июля 1903 года трассу ввели в эксплуатацию на всем протяжении, однако в рельсовом пути был перерыв - через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме.
Непрерывное сообщение между Санкт-Петербургом и Владивостоком появилось 1 октября 1904 года - с началом движения по Кругобайкальской железной дороге.
Транссиб в цифрах
Затраты на строительство достигли отметки в 350 млн рублей золотом. В разгар работ здесь трудились около 85 тыс. человек, тогда как в 1904 году, на завершающем этапе – только 5,3 тыс. человек.
Главными строителями Транссиба стали ссыльные арестанты и солдаты, также участвовали сибирские крестьяне, горожане и мещане из европейской России.
Каждый год строительства приносил около 500-600 километров железнодорожного пути. И это учитывая то, что многое приходилось делать вручную, отмечают РИА Новости.
Транссибирская магистраль сейчас
После Великой Отечественной войны магистраль активно начали модернизировать и отстраивать. В 1956 году власти утвердили генплан по электрификации железных дорог. Первым таким участком стала дорога по маршруту Москва-Иркутск - в 1961 году. Однако полная электрификация завершилась только к 2002 году, пишет Транссиб.
К настоящему моменту Транссибирская магистраль стала двухпутной железнодорожной линией на всем ее протяжении. Она проходит через 20 субъектов и 5 федеральных округов РФ. На магистрали расположены 87 городов, из которых 14 являются центрами российских субъектов.
Через пограничные станции на востоке магистрали обеспечивается выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, на западе - с бывшими республиками Советского Союза. По магистрали перевозят больше половины внешнеторговых и транзитных грузов.
Самое важное - в нашем Telegram-канале