- Почему для уникальной коллекции нет места
- Табличка «как Третьякову»: что предложила администрация Барнаула
- Какой была интерактивная выставка советской техники в Барнауле
- Еще варианты: меценат, крупные города, заграница
- Как Андрей Минкин стал известным коллекционером ретро-техники и пластинок
- Интересные экспонаты в коллекции Андрея Минкина
Почему для уникальной коллекции нет места
- Андрей, правда ли, что ваша коллекция ретро-техники и пластинок самая большая в России?
- Не могу быть полностью уверен, многие свои коллекции скрывают. Но из тех, что знаю, моя самая большая. У меня более 100 советских телевизоров, около 150 магнитофонов, плюс радиолы, проигрыватели, радиоприемники. Пластинок около 5 тысяч.
Музеев с радиоаппаратурой в России немного. И та, что выставлена, в основном не работает. Уникальность моей коллекции в том, что большинство экспонатов можно включить — посмотреть, послушать.
Самая большая экспозиция радиотехники была в Политехническом музее в Москве. Его закрыли на реконструкцию, и насколько я знаю, этого зала там больше не будет.
- Не думали ли вы открыть музей?
- В последние годы я собирал технику именно для этого. Много было собрано для открытия выставки в музее «Город» - под нее предоставили большой зал. После ее внезапного закрытия надеялся на помощь администрации Барнаула. Но предложенные варианты мне не подходят, а сам я такой проект не потяну — живу в обычной однокомнатной квартире, работаю по найму в ломбарде.
Я не считаю, что государство обязано мне помогать, ведь коллекцию собирал в первую очередь для себя. Неожиданно она оказалась интересна не только мне, но и другим людям.
- Что вам нужно для реализации проекта?
- В первую очередь помещение площадью не менее 200 кв. метров. Меньше брать смысла нет — коллекция большая. Плюс, если я буду там работать, то у меня должна быть зарплата. Не думаю, что на билетах посетителей можно собрать сумму, которая бы окупила расходы на содержание музея.
К тому же закон об авторском праве не позволяет использовать многие записи на пластинках в коммерческих целях, а только в образовательных или ознакомительных.
Я знаком с предпринимателем Сергеем Корепановым, владельцем музея «Мир времени». Он предлагал мне комнату в здании бывшей аптеки Крюгера, когда его отремонтирует. Но, во-первых, пока не ясно, через какое время это произойдет. А во-вторых, там слишком маленькая площадь.
Табличка «как Третьякову»: что предложила администрация Барнаула
- Какие варианты предложила вам администрация Барнаула?
- Я сотрудничаю с администрацией Барнаула больше десяти лет. Участвую в разных мероприятиях — Ночь музеев, День города и других. В основном провожу маленькие выставки. Но однажды мы реализовали большой и интересный проект, который показал потенциал моей коллекции.
В 2012 году музей «Город» предложил мне сделать экспозицию в одном из залов. Помещение было в ужасном состоянии, требовало ремонта. Кажется, его использовали под склад. Мне стало интересно, я согласился.
Мы сделали ремонт в зале вместе с друзьями. Все расходы я взял на себя. Только на текстиль ушло 18 тыс. рублей. Выставка проработала 1,5 года. Посмотреть ее приезжали даже иностранцы и люди из других городов России.
Потом меня попросили съехать. Сказали, что на ремонт зала выделили деньги и когда его сделают, я снова въеду. Но этого так и не случилось. Неприятная история вышла.
Я ходил к мэру. Потом меня пригласили в комитет по культуре и сообщили, что могут оказать содействие одним из трех способов. Либо предоставить в аренду какое-то помещение, либо купить мою коллекцию — с оговоркой «но денег у нас особо нет».
Либо я им ее подарю, они разместят все в выставочном зале музея «Город» на пр. Ленина и повесят там благодарственную табличку «как Третьякову» - вот мол эту коллекцию подарил городу Андрей Минкин. А я смогу на добровольных началах приходить туда и обслуживать технику.
Я и мои родители живем скромно, «забирать» деньги у семьи я не могу. Мне выгоднее все это продать другим коллекционерам. Уже готовлюсь к этому, потому что хранить больше не вижу смысла.
Сейчас почти все лежит в частном доме у родителей. Он построен в зоне подтопления — каждый год весной вода стоит. Конечно, такие условия неблагоприятно сказываются на состоянии техники.
Некоторые вещи я уже продаю — те, что не очень ценные или есть в двух экземплярах. Думаю, с осени начну продавать остальное. Пластинки оставлю себе практически все — с них начиналась моя коллекция, они мне и сейчас больше всего интересны.
Скорее всего, Библионочь, которая пройдет в апреле в «Шишковке» станет последним городским мероприятием, в котором я поучаствую.
Какой была интерактивная выставка советской техники в Барнауле
- Расскажите подробнее, как проходила выставка в музее «Город».
- Все представленные на ней экспонаты — телевизоры, радиолы и другие — были в рабочем состоянии. Я радиомеханик и могу подключить к любому старому телевизору современный DVD-плеер. «Начинка» в телевизоре при этом не меняется — все детали остаются оригинальными.
Некоторые посетители не верили своим глазам: «Да не может он показывать в наше время, давно должен был сломаться!». Бывали случаи, когда я поворачивал телевизор и давал посмотреть его «внутренности», чтобы убедить людей.
Приезжали именитые гости — депутаты, члены Совета Федерации. Пробыли долго, почти час. Смотрели технику, спрашивали, рассказывали свои истории.
Как-то заходили сотрудники правоохранительных органов и на старом телевизоре увидели сюжет 1940-х годов о выращивании конопли. Там был такой текст: «В совхозе «Красный коноплевод» в Мордовии уродилась конопля небывалого роста». И на экране — действительно высоченная конопля, вдруг она раздвигается и выходит мужчина, который ниже ее. Все смеялись.
Лекции у меня проходили двух видов — о технике и о пластинках. На «Ночи музеев» мы проводили «Угадай мелодию». Зал был полон. Мне кажется, я никогда в жизни не видел больше народу в музее. Включали мелодии с пластинок, и угадавший посетитель получал карточку. Побеждал тот, кто набирал больше всех.
Случались забавные истории. Люди зачастую не знают, что пластинки выпускаются и сейчас с современной музыкой. Когда мы их включали, посетители впадали в ступор.
Одинаковое количество баллов набрала женщина в годах и молодой парень. Между ними нужно было проводить отдельное соревнование, а у меня пластинки закончились. Осталось только несколько дореволюционных, которые не планировал использовать в этом конкурсе. Одну из них включил. Не помню уже название звучавшего танца, но парень, как ни странно, угадал.
Зал с моей техникой вошёл в число лучших мест для свадебных фотосессий. К нам постоянно приезжали женихи и невесты. Многие считают, что за работу на выставке я получал деньги, но на самом деле я работал бесплатно. Мне еще и с основной работы приходилось отпрашиваться. Только однажды две сотрудницы городской администрации оказали мне финансовую помочь — 3 тыс. рублей.
Еще варианты: меценат, крупные города, заграница
- Не искали ли вы мецената в бизнес-сообществе?
- Нет. Честно говоря, мне неудобно ходить и просить. Да и что я могу предложить взамен?
- Может быть, в больших городах кто-то мог бы заинтересоваться вашей коллекцией?
- Сам я не никого не искал, но если бы поступило предложение, то конечно бы, подумал. Мне кажется, такая экспозиция была бы интересна в морском городе, вроде Сочи, где много туристов. В Москве и Санкт-Петербурге тоже. Если бы пришлось перевозить все это из Барнаула, думаю, потребовался бы вагон товарного поезда — не меньше. Мне это точно не по карману.
Иногда обращаются люди, которые снимают фильмы или клипы. Просят, как правило, телевизоры. Я с ними сотрудничаю, но это бывает редко и заработок небольшой.
За границу вывезти большую часть техники я не имею права по закону — она относится к объектам культурной ценности. И не важно, в каких сараях все это когда-то лежало. Однажды мне предложили сделать небольшую выставку в Великобритании, но из-за этого закона я был вынужден отказаться.
- Оценивали ли вы стоимость вашей коллекции?
- Нет. Мне лично это ничего не даст. Когда начну продавать, тогда и узнаю. Могу сказать только, что стоит она немало. Цену каждой вещи можно узнать, выставив её на аукцион. Самое удивительное, что такие вещи продаются. Однажды я видел, как советский телевизор продали за 14 млн рублей, но у меня такого нет.
- Кто их покупает?
- Состоятельные люди для оформления своих домов и коллекционеры, иногда телестудии. Кстати, одна моя маленькая выставка больше года работает в барнаульском телецентре. Правда, о ней мало кто знает, и увидеть её могут только гости ГТРК «Алтай».
- Часто ли вы сами слушаете пластинки?
- Нет, редко. Наибольший интерес пластинка для меня представляет во время поиска и когда она только попадает ко мне. Записи, которые нравятся, я слушаю в оцифровке. Потому что каждые несколько минут бегать менять пластинку неудобно. А вот магнитофонные кассеты слушаю часто.
Как Андрей Минкин стал известным коллекционером ретро-техники и пластинок
Интересные экспонаты в коллекции Андрея Минкина
1. Первый барнаульский телевизор «Экран»
Телевидение в Барнауле появилось в 1956 году. Тогда же в город для продажи населению завезли три модели телевизоров — КВН, «Темп» и «Экран». Тот, что у Андрея Минкина», попал в барнаульскую молодую семью, где проработал до 1964 года. Тогда в семье родилась дочь, и на ее рождение друзья подарили новый телевизор, а этот отправился в сарай, где простоял до декабря 2016 года. Технически телевизор уже восстановлен, сейчас идет реставрация корпуса.
2. Проволочная пленка для записи звука
Намотана на небольшие катушки, ее толщина меньше, чем у человеческого волоса. Кассета вмещает 6 часов записи. Использовали спецслужбы в 1960-х годах для записи переговоров или в самописцах на самолетах. Такая пленка не горит. Иногда военные втайне от руководства записывали на эти кассеты современную в то время эстраду — для развлечения.
3. Первая в мире радиола со светомузыкой
Выпускалась в СССР в 1960-х годах. В то время добавление мерцающих лампочек стало инновационным — ничего подобного в мире еще не было. Вдохновением для инженеров послужили идеи композитора Александра Скрябина о том, что звукам соответствуют определенные цвета. В радиоле их было только три — синий, красный и зеленый.
4. Альбом грампластинок с речью Иосифа Сталина на Всесоюзном съезде Советов в 1936 году
В то время на одну сторону грампластинки помещалось не более 3 минут записи. Чтобы записать речь, в зале поставили несколько записывающих аппаратов. В итоге получилась 21 пластинка. В конце случился курьез. Сталин вроде бы закончил, но точной уверенности в этом не было. Зал аплодировал, запись продолжалась, а пластинка кончилась. Пришлось ставить следующую - она начинается с аплодисментов. А потом все делегаты хором поют «Интернационал».
5. Звуковые письма
В советское время существовал сервис — любой человек в специальной студии мог записать на пластинку послание, поздравление и отправить ее почтой адресату. Услуга была распространена в курортных городах. Такая студия звукозаписи работала и в Барнауле.
Самое важное - в нашем Telegram-канале