Симптомы
Барнаульский психиатр Анастасия Болюбаш объясняет, что шизофрения — это хроническое расстройство психики, которое характеризуется нарушением мыслительных процессов.
Анастасия Болюбаш,
врач-психиатр Алтайской краевой клинической психиатрической больницы им. Эрдмана:
Признаки шизофрении подразделяются на три группы.
Плюс-симптом — возникновение зрительных, слуховых или тактильных галлюцинаций, бреда.
Минус-симптом — угасание желаний, эмоций, стремлений.
Когнитивные симптомы — появление непоследовательности в мышлении.
Справка
Галлюцинации — образ, появляющийся в сознании. Больной может жаловаться на мышей в животе, насекомых под кожей. Или разговаривать с мнимым собеседником.
Бред — совокупность болезненных представлений и выводов, искаженно отражающих действительность. Например, человек уверен, что его преследуют.
Также пациенты с шизофренией нередко испытывают расстройства настроения, страдают от бессонницы. Еще патология коварна тем, что способна заявить о себе когда угодно.
Анастасия Болюбаш,
врач-психиатр Алтайской краевой клинической психиатрической больницы им. Эрдмана:
До недавнего времени считалось, что заболевание начинает проявляться только в молодом возрасте, до 40 лет. Но последние исследования говорят, что нарушения могут возникнуть на любом этапе жизни. В том числе, в детстве. Как правило, диагноз ставят в три-четыре года, когда у ребенка уже можно отследить большую часть психических функций.
Нина Антонова (имена изменены по просьбе героини — Прим. ред.),
воспитывала внучку, больную шизофренией:
- Светочка с малых лет не похожа на обычных детей. Помню, когда ей было четыре года, мы поехали в Москву, в гости к родственникам. Там, ни с того, ни с сего, у нее начались сильные истерики. Такие, что успокоить никто не мог. Она раскидывала и рвала вещи, каталась по полу. Поначалу всем казалось, что у ребенка просто сложный характер. Но со временем ситуация усугублялась.
В садике Света не давала жить ни другим ребятам, ни воспитателям: дралась, грубила всем вокруг, материлась, могла даже послать. На нее постоянно жаловались. А одна сотрудница садика даже уволилась из-за «закидонов» девочки. В кружках было то же самое, поэтому внучка нигде не задерживалась.
Позже, в первом классе, стало еще хуже. Дисциплину она вообще не соблюдала. Во время урока ругалась и кричала на учителя, мол, он не так преподает. Или могла пойти гулять по коридорам, зайти в кабинет директора и сказать ему «пару ласковых».
Затем Свету перевели на домашнее обучение. Но эта мера тоже не помогла. Мы сменили трех педагогов. В конце концов, родители все-таки повели ребенка к психиатру. Специалисты быстро диагностировали шизофрению.
Обнаружить болезнь врачам помогают специальные тесты, так как при обычной беседе не всегда можно понять, что человек нездоров. Многих в кабинет психиатра приводят родственники, а некоторые приходят сами, когда понимают, что стали вести себя странно.
Эксперт подчеркивает: «Осознание пациентом своего недуга играет важнейшую роль в процессе лечения. Если человек понимает, что ему нужна помощь медиков, то не доведет себя до критического состояния».
Причины
Главная причина отклонений — наследственная предрасположенность. Однако найти злосчастный ген, который в ответе за болезнь, нельзя. Поскольку эту «поломку» могут хранить в себе сразу несколько генов.
Также шизофрения может проявиться после травмы головного мозга или инфекционных заболеваний.
Как распознать
Патология начинает говорить о себе множеством признаков. Не заметить эти «звоночки», находясь рядом с человеком, невозможно.
«Бытовые» признаки шизофрении
- Капризность.
- Невозможность заплакать.
- Необоснованный смех или вовсе отсутствие смеха.
- Чрезмерная чувствительность к шуму и свету.
- Изменение режима дня (чрезмерная активность или полное бездействие).
- Отказ от социальной жизни.
- Неадекватные высказывания и бессмысленная аргументация.
- Изменения во внешнем виде (недостаточная гигиена, не подходящая к случаю и погоде одежда).
Анастасия Болюбаш,
врач-психиатр Алтайской краевой клинической психиатрической больницы им. Эрдмана:
На первых этапах пациент начинает, к примеру, закрывать шторы, когда на улице еще светло. Озирается по сторонам, постоянно что-то переспрашивает. Закрывается от близких.
Если присутствуют галлюцинации и бред, то могут быть приступы агрессии. Так как человек будет вести себя в соответствии с ситуацией, которая «прокручивается» в его голове.
С детьми еще сложнее. Если мальчику или девочке поставили диагноз до того, как ребенок освоил понятия «хорошо» и «плохо», скорректировать поведение будет непросто.
Нина Антонова,
воспитывала внучку, больную шизофренией:
- Света не хотела долго находиться дома. Ей постоянно нужно было «путешествовать». В основном, по больницам. Чтобы там оказаться, она мастерски врала: «Бабуля, нога болит!» или «Живот разрывается, умираю!». Конечно, мне было жаль ребенка, и мы ехали к врачу. Медики ничего не находили.
Мне часто приходилось вызывать психиатрическую бригаду. Света калечила себя. Зная это, я просила ее не закрываться в ванной, но она не всегда меня слушала.
После таких эпизодов ее госпитализировали на месяц. Потом все начиналось вновь…
Еще иногда были галлюцинации: «Бабуля, там на кухне дядя сидит. Зачем он здесь?». Я ей уже подыгрывала, отвечала: «Тоже есть хочет. Сейчас пообедает и уйдет».
Спала она только со мной, потому что ночами у нее случались панические атаки, накрывал дикий страх. Тогда Света сама просила увести ее в стационар. Говорила, что ее не долечили. Сейчас внучка находится в интернате в другом регионе, куда переехали ее родители.
Анастасия Болюбаш,
врач-психиатр Алтайской краевой клинической психиатрической больницы им. Эрдмана:
Поскольку мыслительные процессы из-за болезни нарушены, то малыш просто не сможет понять, что за определенным действием идут последствия. Это затрудняет социальную адаптацию.
Лечение
Справиться с проявлениями расстройства и даже прийти к длительной ремиссии помогают препараты-нейролептики и грамотная работа с психиатром.
Справка
Нейролептики - это антипсихотические вещества, которые применяются только в психиатрии. Они используются для того, чтобы прервать психопродуктивную симптоматику, устранить бред и галлюцинации. Второе название нейролептиков – антипсихотики.
Спикер также уточняет, что современные лекарства воздействуют на процессы мозга безопасно и не делают больного апатичным и безвольным. Если человек все же стал таким, то из-за недуга, а не из-за лечения. Еще один важный момент: большую часть препаратов выдают бесплатно.
В тяжелых случаях требуется госпитализация. Но, как правило, добровольная. Тогда на помощь специалистам нередко приходят родственники и уговаривают близкого человека лечь в стационар. Принудительный «переезд» в медучреждение возможен только тогда, когда больной опасен для самого себя и окружающих.
Ольга Михайлова (имена изменены по просьбе героини -Прим. ред.),
воспитала сына, больного шизофренией:
- Склонность к вранью у Олега была всегда: рассказывал какие-то непонятные истории. Поведение тоже оставляло желать лучшего. Он был расторможен, из-за чего почти не мог учиться в школе. И в целом медленно развивался, поэтому наблюдался у психоневролога. Сначала врач ставил задержку развития и еще какие-то нарушения психики. Потом оказалось, что это - шизофрения.
По мере взросления становилось все хуже. Сын стал употреблять алкоголь и воровать. Мог взять, например, чужую обувь или куртку. Хотя и свои вещи были хорошие.
А самое интересное, что он очень легко входил в доверие к людям, поэтому они даже подумать не могли, что этот «добрый мальчик» может что-то натворить. Особенно ему нравились мобильные телефоны. Спрашивал у прохожих мобильник под предлогом, что, мол, что-то произошло дома, а своего телефона нет. Брал сотовый и убегал.
Из дома тоже все выносил. Я очень много денег тратила на то, чтобы покрыть ущерб от его выходок. В общем, легче было застрелиться, чем так жить.
Разговоры были бесполезны. Олег мог пообещать, что «больше так не будет», писать трогательные письма из больницы о том, что любит меня и исправится. Но после выписки все повторялось: воровство, спиртное, агрессия.
Как быть близким
Врачи не оставляют без внимания и тех, кто круглосуточно находится рядом со страдающим шизофренией. Проводят беседы, выдают специальную памятку с рекомендациями. Самая важная из них — сохранять спокойствие и не вступать в конфликт.
Рекомендации:
- избегать угроз и ультиматумов;
- не кричать и не обманывать;
- не критиковать и не спорить;
- не стоять, если больной сидит;
- выполнять адекватные просьбы;
- не закрывать двери или выходы;
- говорить нормальным тоном, не повышать голос;
- иметь под рукой необходимый список телефонов.
Анастасия Болюбаш,
врач-психиатр Алтайской краевой клинической психиатрической больницы им. Эрдмана:
Главное — не спровоцировать стресс и не испугать пациента. Поскольку он и так в напряженном состоянии. Разговаривать стоит аккуратно. Особенно, если речь идет о госпитализации.
Поскольку большинству людей бывает нелегко жить с родственником, у которого диагностировано расстройство психики, специалисты рекомендуют подумать о раздельном проживании.
Такой выход позволяет сохранить благополучные отношения в семье. Более того, в этом случае сами больные лучше адаптируются в обществе.
Ольга Михайлова,
воспитала сына, больного шизофренией:
- Школу Олег закончил со справкой. Дальше я пыталась устроить его в ПТУ. Там тоже ничего не вышло. Быстро попросили уйти, поскольку он совершенно не способен ни на чем сосредоточиться.
По этой же причине сына не раз выгоняли даже с простой работы: например, грузчика. Как-то покрывать расходы на свое содержание он мог только с пособия по инвалидности размером в 10 тыс. рублей.
Сейчас Олег находится на лечении. Потом отправится в интернат - это его решение. Он понимает, что жизнь по расписанию и постоянное наблюдение медиков ему необходимы. А я всегда буду спокойна по поводу того, что мой сын в безопасности, и не навредит ни себе, ни другим.
Самое важное - в нашем Telegram-канале