Жизнь

Крестьянин Орехов рассказывает о прелестях ведения собственного хозяйства

– …Дочерям, когда выросли, я сказал: вот вас на ноги поставил, теперь пойду обеспечивать себе старость. Мне надо еще многое успеть. А то с государства-то теперь ни я, ни тем более вы много не получите – это так будет… на хлеб. А чтобы качественно жизнь не ухудшалась, надо ее самому делать, – убежден Виктор Орехов, владелец крестьянского хозяйства "Крепкий орешек".

Хозяйство Виктора Орехова.
Хозяйство Виктора Орехова.
Анна Зайкова

В свои 62 года он не чувствует себя пенсионером: имеет полтора гектара земли и каждую осень снабжает жителей края саженцами и плодами, разводит живность (коз молочной породы, кроликов и кур). Взахлеб рассказывает про детей и внуков и говорит: "За жизнь так и не успел узнать, что такое бессонница, депрессия и отсутствие аппетита". 

Козья тропа

К воротам крестьянского хозяйства Ореховых привели следы зааненских коз. В 2009 году "СК" писал о пенсионере Василии Городовиче*, держащем редкую молочную породу, и теперь по просьбам читателей мы решили вернуться к этой теме. Оказалось, зааненка – большая редкость не только в Барнауле, но и в крае вообще. Орехов  – один из немногих, у кого она осталась.

– Тут, на Южном, до перестройки находился племзавод. Хорошая была контора: держали крупный рогатый скот, свиней, овец – в общем, снабжали живностью не только край, но и всю Сибирь. Сначала молочная зааненка хорошо по округе разошлась, но сейчас уже, конечно, генофонд ослабел. Все-таки сколько лет прошло после сокращения структуры завода. Я вот тоже успел купить себе коз. Первеница моя давала шесть литров в день, – вспоминает Виктор Михайлович.

На протяжении 20 лет он держит нескольких коз и одного козла. Молодняк продает или оставляет себе. До недавнего времени все козы были чистопородно белыми, но в прошлом году Орехов решил купить цветного козла  (уж очень окрас понравился). Вряд ли молочность потомства от этого пострадает, считает Виктор Михайлович.

– Козы хорошая штука! Особенно в пожилом возрасте и в деревне, когда корова уже натужное дело. Правда, держать козу, дающую меньше 3 литров молока в день, бессмысленно. Исключение стоит сделать разве что для однолеток. Если в первый год коза дает три-три с половиной литра, в будущем она обязательно добавит до пяти, можно не сомневаться, – объясняет крестьянин. Новичкам он советует покупать козочек у проверенных разводчиков. Стоит принимать во внимание вкус молока, удои и характер животного. Агрессивную козу лучше не приобретать, особенно учитывая, что чистопородная зааненская, как правило, вырастает довольно крупной. 

Отдача хорошая

Главный источник дохода хозяйства – растениеводство. Есть также яблони, груши, сливы, ягоды, цветы и, конечно, орехи (см. "Факт"). Но животноводство для крестьянина хоть и не основное, но необходимое условие "поддержания качества жизни".

– Хозяйство должно быть без­отходным. Вот как голландцы живут? У них клочок земли там где-то насыпан в море, а они еще умудряются нам кое-что продавать. Вот у меня здесь каждый год остается много листвы, травы… Куда ее? Или вот клен: его срубил, ему, мало того что несколько лет нужно, чтобы сгнить, так еще и заново быстро вырастает. А коза обглодает веточку и через несколько часов выдаст прекрасный продукт да еще и почву тебе удобрит. Да и потом, животные в прямом смысле слова кормят. Где я еще достану двухчасовое парное молоко? Кролики – это вообще свежее мясо в любое время, куры – яйца, – рассуждает Виктор Михайлович.

Все питомцы "Крепкого орешка" живут в отапливаемом сарае. Крестьянин держит до четырех самок кроликов и самца самых распространенных и неприхотливых пород – бабочка, белый великан, советская шиншилла. Все это, что называется, для себя. Правда, заказы от желающих на крольчатину или молоко он изредка принимает.

– Ну, приведут иногда какого-нибудь пацана синюшного. Продашь молоко, смотришь, через пару месяцев ожил ребенок… А так я даже рынок не изучал, чтобы на этом зарабатывать. Вообще, надо признать, животноводство – гораздо более трудоемкая штука, нежели растениеводство. Животным ведь нужно ежедневное внимание. Правда, и отдача хорошая. Вот иногда проснешься утром: вроде недомогание, вроде организм с чем-то борется и поспал бы еще… Но ведь понимаешь же, что ты им нужен. Встаешь, на мороз выходишь, двигаться начинаешь, а хворь-то и сошла. Через полчаса уже себя ругаешь: как так ты мог расклеиться? Это очень важно, кстати, для пожилых – иметь смысл просыпаться и  вставать каждое утро. А то обычно как: вышел человек на пенсию, идти ему теперь некуда, день становится тоскливым… Вот и включается программа самоуничтожения, потому что вроде как не нужен ни обществу, ни природе, ни себе.

Привычка меняться

Виктор Орехов подробно и вкусно описывает свой путь от горьковского сельхоза до собственного крестьянского хозяйства в "Школе садоводов". В его истории есть место и романтической влюбленности, и работе в Институте садоводства в качестве научного сотрудника, и поиску себя в годы перестройки… Но к земле тянуло сквозь все события – дедовы гены "виноваты".

– Мне нравится здесь: вроде как в деревне, но и город рядом. И я люблю свою землю не только потому, что она кормит мою семью. Меня привлек сюда не столько бизнес, сколько образ жизни. Это ж какое удовольствие: 50 процентов физического труда и столько же умственного. Я, кстати, без спорта вообще не могу. Зимой у меня лыжи, летом велосипед… Мы с товарищем тут одним даже спортзал для себя делали (груша для бокса, штанги, гири). Я еще внукам фору даю. А как? Надо же быть в форме.

…И вообще, знаешь, если бы судьба предоставила шанс отмотать время назад, я бы возраст меньше сорока лет себе не взял. 

– Ого, неожиданно как. Почему?

– Масса преимуществ в зрелости, если сохраняешь здоровое тело. Потому что у меня сейчас мозги прекрасные, всякие инстинкты отошли, живу разумом. А прибавь к этому плоды усилий молодости! А юность же как вспомнишь: эта эмоциональная неустроенность, нестабильность… Как я влюбился, так это вообще рабство, по-моему! Не хотелось бы переживать все заново, несмотря на весь романтизм того состояния.

– А как вы живете? Какой у вас распорядок дня, например?

– Выработал у себя привычку меняться. Вот когда живешь в суете, и кажется, годы быстро проходят. Проходят-то они как положено, но от большого количества информации в памяти ничего не остается. Думаешь: и не жил еще, а жизнь прошла. Поэтому я понял, что надо временами останавливаться и менять стиль жизни. Допустим, одно время приходится просыпаться каждый день в восемь, значит, через пару недель надо корректировочку внести, побольше ночами поработать. Это, кстати, хорошо: ночью обычно день вспоминаешь, анализируешь. А здесь у меня еще и закаты такие прекрасные бывают. Сижу, фонарь включу, снежок падает, и жизнь начинает как-то правильнее течь… 

* Василий Городович держал зааненских коз в нагорной части города. В конце прошлого года он скончался. Вдова продала стадо в Новосибирскую область.

Виктор Орехов:

Мне дополнительно к тому, что умел, специальностей 30 пришлось освоить. Я же здесь один во всех лицах: зоотехник, агроном, менеджер, маркетолог, генеральный директор, секретарь, работяга, юрист… Когда какую-то сферу жизни новую изучаешь, становишься увереннее. Думаешь, как же я раньше-то без этого знания жил?

Сейчас вот пытаюсь своих к этому подтянуть. Надо молодняк-то ориентировать.

Факт

Виктор Орехов разводит зимостойкую лещину, гибриды южных и северных сортов. Культура, по словам крестьянина, прошла полную программу испытаний. Максимальный за шесть лет урожай – три десятилитровых ведра орехов с куста.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость