Родители Нины Владимировны – резчик по дереву Владимир Эгельман и живописец Эмма Лютцова – немцы Поволжья, сосланные в Сибирь в начале войны. Они познакомились и поженились в Косихе. Здесь же родилась и окончила первый класс будущая звезда Златоуста. Первые годы жизни ее прошли в бараке депортированных немцев на ул. Рабочей, 1.
Потом сразу после реабилитации немцев в 1956 году семья перебралась в Казахстан. Следующее свидание Нины с малой родиной случилось только спустя 50 лет.
– О раннем детстве я помню не так много: дом, окрестности, школу, – вспоминает Нина Лохтачева. – После того как мы переехали в Казахстан, я редко вспоминала об Алтае. Знала, что мои земляки – Титов, с семьей которого, кстати, дружила моя тетя, и Рождественский… Я никогда не думала, что снова окажусь на родине. Но судьбе было угодно, чтобы я случайно вернулась сюда и привязалась теперь уже навсегда. Произошло это так. Мы с мужем ехали по делам в Кемерово и немного сбились с курса. Он посмотрел в карту и вдруг говорит: "Если мы сейчас дадим крюк 50 километров, окажемся в твоей Косихе". Эмоций не передать… Это были и шок, и радость, и слезы.
От местных жителей Нина Владимировна узнала, что барак, в котором прошли первые годы ее жизни, уже давно сгорел от удара молнии. А адрес дома: улица Рабочая, 1 – теперь присвоен библиотеке имени Рождественского. Здесь, в библиотеке, ныне носящей статус мемориального музея, художница познакомилась с Татьяной Авериной, председателем комитета по культуре Косихинского района. Так завязалась дружба с Алтаем.
– Я являюсь председателем творческого объединения российских немцев, и мне приятно, что при моем участии в Косихе открыли немецкий центр, где уже проходят различные мероприятия, – говорит Нина Владимировна. – По возможности каждый год я стараюсь приезжать на Рождественские чтения. Творчество поэта мне нравилось всегда, поэтому, когда встал вопрос о создании музея, я передала в фонд кое-какие имеющиеся материалы. В этом году Александр Иванович (А. И. Лохтачев – скульптор, гравер, заслуженный художник России, муж Нины Владимировны. – Прим. авт.) по моей просьбе сделал эскизный проект памятника Рождественскому. Будет памятник или нет, зависит уже не от нас, а макет мы подарили.
Пять лет назад сначала на родине, а после в Музее истории литературы, искусства и культуры Алтая Нина Владимировна устраивала выставку декоративных изделий златоустовских мастеров.
– В Косихе меня поразила одна пожилая учительница, заплакавшая, глядя на работы, – вспоминает художница. – Когда я подошла и спросила, что случилось, она сказала: "Я плачу от красоты". Это было одно из самых трогательных подтверждений тому, что мы делаем благородное дело.
Без права на слабость
– Школу я оканчивала в Казахстане, – продолжает воспоминания Нина Владимировна. – Тогда в Азии было сложно поступить в вуз, и мы с подружками махнули в Россию.
Так Нина Лохтачева оказалась в Челябинской области, где окончила художественно-графический факультет педагогического училища в Златоусте. На Урале она вышла замуж.
– Все как-то шло своим чередом, я пробовала себя в разных сферах: в театре, педагогике… И в поиске призвания почти случайно нашла свою судьбу, – рассказывает художница. – После вуза я работала учительницей в селе Травники, а муж никак не мог найти там работу. Мы оба очень хотели заниматься искусством, поэтому приняли решение переехать в Златоуст. В школу я возвращаться не захотела и устроилась в цех "белого оружия" на знаменитый завод им. Ленина (ныне "Булат". – Авт.). Это было большим везением.
Вскоре Нину Лохтачеву перевели в творческую группу, где она стала первой женщиной-гравером.
– Мне нравится быть во всем первой. Это интересно, – признается она. – Мужчины, как лидеры по своей природе, часто могут позволить себе много вольностей. Женщина, желающая добиться успеха, на слабость права не имеет. Приходится быть абсолютно дисциплинированной, чтобы доказать, что ты не хуже, а может, даже в чем-то и лучше коллег-мужчин.
Многостаночники
В 1990 году чета Лохтачевых с единомышленником Григорием Манушем организовали в Златоусте первую частную мастерскую. Вместе они возродили традиции златоустовской гравюры на металле.
– У нас появился заказ на изготовление герба СССР. Но когда мы окончили работу, страна уже распалась, – вспоминает Нина Лохтачева. – Александр в то время как раз обдумывал организацию своего дела, и скоро мы открыли первую в городе мастерскую современного искусства. Сейчас в Златоусте их больше 70.
Сегодня "Лик" называют визитной карточкой города. Здесь работает 120 художников, граверов и скульпторов, включая всю семью Лохтачевых: супругов и их обоих сыновей. Нина Владимировна как главный художник занимается украшением уже готовых изделий, вместе с мужем принимает участие в разработке эскизов.
– Украшение изделия в технике златоустовской гравюры требует строгого соблюдения технологий, – рассказывает Нина Владимировна. – Мы используем традиционные металлы: сталь, золото и серебро высшей пробы, бронзу, латунь и другие. Рисунок наносится на поверхность предмета кистью, гравировка – стальной иглой. Кроме того, я использую травление, гравировку резцом, никелирование, золочение. Иногда в изделие включаются драгоценные камни.
Работы Лохтачевых можно найти в музеях Лондона, Парижа и США. Творческая семья украшала храмы, памятники культуры, коллекционное холодное оружие… Вершиной своего мастерства и главной своей гордостью Нина Владимировна считает Дарохранительницу в храме Христа Спасителя. За ее изготовление мастера "Лика" взялись в 1997 году по благословению патриарха. Памятник декоративно-прикладного искусства приходилось воссоздавать, ориентируясь на кино- и фотоматериалы, а также немногие сохранившиеся архивные документы. Работа заняла почти три года: три месяца шли подготовительные конструкторские работы, пять месяцев создавалась модель, полгода шли доработки. Затем мастера изготовили Дарохранительницу в металле и только после этого семь с половиной месяцев переводили первоначальный образец в серебро. Нина Владимировна занималась декором: выполняла орнамент на металле в технике златоустовской гравюры. Подобная гравировка использовалась в XVI–XVII веках.
– Я не ограничиваюсь церковной тематикой. Говорят, надо на чем-то одном остановиться, занять свою нишу, но мне нравится быть многостаночником, – говорит художница. – Нужно постоянно перестраиваться. Сегодня ты делаешь икону, а завтра меч. И именно это в радость. А потом, когда смотришь на свою уже завершенную работу, испытываешь совершенно невероятные чувства: удивление и восторг одновременно. Неужели ты приложил к этому руку?
Справка
Златоустовское оружие XIX – начала XX веков в качестве ценных даров вручалось особо почитаемым и высоким гостям царствующей фамилии России. Среди заказчиков были члены царской семьи, столичная аристократия, гвардейские и армейские офицеры, офицеры флота, любители охоты. Коллекции и собрания златоустовского оружия хранятся в крупнейших музеях России и некоторых столиц европейских государств, частных коллекциях.
В 2012 г. на открытии Мемориального музея поэта Роберта Рождественского в селе Косиха Нина Лохтачева подарила музею икону с изображением Ангела Хранителя работы мастеров "Лика".
Чем прославилась Нина Лохтачева
Нина Лохтачева – художник-прикладник, педагог, заслуженный художник России (с 1997 г.). Награждена орденом Русской православной церкви Святой равноапостольной великой княгини Ольги III степени, орденом "Франца Бирбаума" фонда Фаберже за выдающийся вклад в развитие ювелирного искусства.
Основные работы
- "Щит и меч Победы". Москва, Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе, 1995 г.
- Мечи "Памяти и благодарности", врученные президентом Борисом Ельциным главам государств Великобритании, США, Франции, 1995 г.
- Призовые кубки для I Международного фестиваля национальных театров Греции, Великобритании, Чехии, Белоруссии и России, 1995 г.
- Памятные изделия к 175-летию Государственного академического Малого театра России, 1999 г.
- Дарохранительница для главного престола храма Христа Спасителя. Москва, 1999 г.
- Дарница "Муза" для народной певицы Людмилы Зыкиной, 2004 г.
- Щит для президента Туркменистана Сапармурата Ниязова.
- Дарница "Победа", посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
- Оклад на чудотворную икону Иверской Божьей Матери для мужского монастыря на Валдае.
Самое важное - в нашем Telegram-канале