Жизнь

Наш корреспондент летал на воздушном шаре

9 мая в небе над родным поселком губернатора края Верх-Обским появился воздушный шар. Пролетев в сторону солнца километров десять, воздушное судно село на непаханое поле. Через пару минут укатывающий на соседней клетке посевы "Беларусь" примчался к месту посадки. Из трактора вылез пятидесятилетний мужик и стал наблюдать, как трое прибывших с неба незнакомцев деловито орудуют возле своего агрегата.

Открытие сезона

Барнаульский предприниматель Александр Гоманица по образованию физик.
С детства грезил воздушными шарами и даже дипломную работу в университете посвятил тепловому аэростату. Только в прошлом году он смог осуществить свою мечту: купил средних размеров подержанный шар за 15 тысяч долларов. С тех пор эту дорогую "игрушку" могли видеть многие жители края. Кто-то вблизи озера Ая, где Гоманица вместе с членами своей команды Алексеем Ждановым и Дмитрием Плотниковым "катали" по небу отдыхающих, кто-то на празднике города Барнаула, где они рекламировали одну фирму, кто-то наблюдал этот шар над Первомайским районом.
Открытие нынешнего сезона началось вблизи Верх-Обского в Смоленском районе, где сливается Бия и Катунь. Места красивейшие.
Команда Гоманицы ставила перед собой задачу - отработать технику беспривязных полетов: как можно выше, дальше, быстрее, точнее. Сверхзадача - войти в десятку лучших воздухоплавателей мира.

Шар летит куда ветер дует

В Верх-Обский воздухоплаватели вместе с корреспондентом "СК" приехали под вечер. Наскоро перекусив и отцепив прицеп с упакованным шаром, отправились на "Ниве" изучать окрестности. Одно дело карта, другое - увидеть собственными глазами, откуда завтра стартовать и, главное, куда приземляться, чтобы не зацепить деревья, линии электропередачи, не угодить в реку. Шар ведь летит куда ветер дует. Так что возможности для маневра у пилота небольшие. Теоретически можно повернуть и на 90 градусов, и на 180, если поймаешь ветер, поскольку на разных высотах направление воздушных масс разное. Но на территории Алтайского края ветер мало меняет свое направление.
Вечером аэронавты изучали в Интернете прогноз погоды на завтра и поглядывали на барометр, стрелка которого стояла как вкопанная. Но синоптики обещали, что ночью установится штиль, и надежда удачно взлететь крепла.
Встать решили засветло, чтобы часиков в шесть быть на месте подъема.
В намеченный час наша "Нива" стояла в начале огромной непаханой деляны. Алексей надул гелием резиновый шарик. Отпустил. Все стали внимательно следить за его стремительным полетом, потому что через несколько минут, как эту резинку, ветер понесет нас. Сначала шарик пошел по диагонали на восток, поднявшись метров на 300, повернул в сторону Катуни и скрылся из виду.
Обсудив схему полета, воздухоплаватели привычно и деловито стали готовить аппарат к полету. Расстелили оболочку шара. Она хоть и сшита из тонкого парашютного шелка, но весит центнера два. Четверо мужиков с трудом поднимут.
Потом взялись готовить к полету корзину. Сделана она из титановых труб, оплетенных ивовыми прутьями. Такое сочетание материалов придает ей самые полезные в данном случае свойства: прочность, легкость и упругость.
В маленькой на первый взгляд гондоле свободно помещаются четверо человек. Кроме того, там находится четыре 20-килограммовых баллона с бытовым газом, высотомер, компас, система глобального позиционирования (GPS), огнетушитель и много других полезных в полете вещей.
На верх корзины установили горелки и соединили их шлангами с баллонами. Конструкцию аккуратно уложили горизонтально земле.

Старт

Пока возились, не заметили, как народу возле шара заметно прибавилось. Через дорогу находился полевой стан. Мужики, побросав свою технику, пришли посмотреть на нашу. Позицию заняли на всякий случай подальше. И тут послышался окрик Гоманицы: "Подальше отойдите с сигаретами, газ включаю!".
Все посторонние отбежали, и началось самое интересное. В горелках вспыхнул "дежурный" огонь, вентилятор начал нагнетать воздух в оболочку. Она стала расправляться, превращаясь в огромный ангар объемом 2500 кубометров. Шар еще более ожил, когда Алексей надавил на "газульку", отчего горелки изрыгнули семиметровый столб пламени. Шар потянул корзину по полю. Члены экипажа пытались ее удержать. Ничего не получалось. Ветер тащил еще не набравший подъемную силу аэростат по земле. Аэронавты бороздили ногами почву. "Газуй, газуй, твою мать!" - кричал Александр Анатольевич своему другу, когда ветер на секунду отступал, и внизу оболочки образовывалось необходимое для огня пространство.

Страх приходит и уходит

Наконец шар преодолел силу притяжения. Мы стремительно заскочили в корзину и стали подниматься. Секунд через десять корреспонденту "СК" стало невыносимо страшно. Земля осталось метрах в двухстах и продолжала стремительно отдаляться. Между тем борта корзины доходили только до пояса. А по рации несся с земли приказ Гоманицы: "Резче набирайте высоту". Алексей не жалел газа для горелок, и стрелка высотомера приблизилась к отметке "700 метров". Страх как стремительно пришел, так и ушел.
Оглянувшись по сторонам, я увидел километров в двадцати мост через Катунь и подумал, что было бы круто на него приземлиться. Но я не решился предложить Диме и Алексею свою шальную идею. Они были заняты. Один поддавал жару в оболочку, другой фиксировал показания приборов и поминутно передавал их на землю.
Оказывается, мы движемся со скоростью 50 км/час, при этом наверху ни ветринки не ощущается. Потом я понял почему: "Летим-то вместе с ветром".
Не успел толком полюбоваться местными красотами на полста верст вокруг, как пилот Жданов увидел подходящую для посадки площадку.
Когда до земли оставалось несколько метров, Дима, не объясняя причин, крикнул: "Присядь". Я присел, судорожно схватившись за край корзины, и не пожалел. Шар шмякнул корзину о стерню, потом, завалив на бок, потащил. Мы, как и при взлете, находились в горизонтальном состоянии, но теперь уже пытались обуздать аэростат. Я, лежа на пузе, геройски дотянулся до горелок и закрутил вентили на подаче газа. Летательный аппарат вскоре затих. Но надпочечники еще какое-то время продолжали выделять адреналин. Теперь понятно, почему летчики говорят: "Самое главное - взлет и посадка".

Центр воздухоплавания Сибири

Александр Гоманица не только собирается со своей командой попасть в мировую десятку воздухоплавателей. Он как всякий азартный, смотрящий вперед человек хочет сформировать на Алтае центр воздухоплавания Сибири. Чтобы не, как сейчас, в Великие Луки, а в тот же Верх-Обский съезжались спортсмены со всей страны.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость