Жизнь

Поднебесное хобби. Предприниматель стал асом воздушной акробатики

В Барнауле регулярные прыжки с парашютом по карману не каждому - один полет обходится от 1,2 тыс. рублей. Предприниматель Игорь Толстов, владеющий АЗС, говорит, что прыгает не много - примерно 250 раз в год. Но увлечение его не разорило. «Просто со временем любое хобби начинает приносить диведенты», - поясняет обладатель шести парашютов, инструктор по системе прогрессивного обучения свободному падению, имеющий разрешение на прыжки любой сложности.

Сейчас в активе Игоря Толстова более 3,5 тыс. прыжков с самолетов, вертолетов, мотодельтаплана и воздушного шара. «С шара мы прыгали в районе Бийска, - делится впечатлениями собеседник. - Четыре человека полетели с высоты 2,5 тыс. метров. Шар резко облегчился, и его «подкинуло» до 4 тыс. метров. Мы потом довольно долго его искали».

Начало воздушной карьеры Игоря Толстова случилось на земле. Точнее, в кресле тренажера для летчиков, стоявшем в начале 80-х годов прошлого века в барнаульском аэропорту. «Вместе с другом мы провели там весь день, - вспоминает предприниматель. - Здорово затягивает! Друг потом начал заниматься парашютным спортом, а вот я к этой теме еще некоторое время не приближался».

Первый прыжок состоялся в конце 80-х годов. И впечатлений особых не оставил. Как, впрочем, и следующие три-четыре. «Понимание пришло тогда, когда распробовал, что такое свободное падение», - говорит Игорь Толстов. Потом, по его словам, желание прыгать было постоянно, но возможность - не всегда.

200 прыжков в час

Один из знакомых г-на Толстова некоторое время назад приобрел бейз-систему (парашют для прыжков с небольшой высоты. - Прим. «ВД») и сейчас регулярно прыгает с моста в 49 метров, расположенного на новой Кемеровской трассе. Наш собеседник говорит, что от подобных предложений отказывается. Ему больше по душе, например, воздушная акробатика. «В прошлом году мы установили рекорд Сибири, собрав фигуру из 22 человек. Я бы не назвал это чисто спортивным мероприятием. Скорее, нашей тусовкой», - говорит Игорь Толстов.

Недавно его друзья установили в Горно-Алтайске так называемую аэродинамическую трубу. Человек может лечь на вертикальный воздушный поток диаметром 2,4 м и сымитировать свободное падение. «Я был первым, кто полетал в этой трубе, - делится г-н Толстов. - Хотя это скорее аттракцион для туристов, и опытный спортсмен там не потренируется». С гораздо большим увлечением он рассказывает о профессиональных трубах: «До недавних пор их было всего три - во Франции и США. Первую в России аэродинамическую трубу запустили в городе Чехове. На днях я туда отправляюсь. Представьте сооружение размером с 4-подъездный девятиэтажный дом. Мощный двигатель разгоняет внутри замкнутой системы поток воздуха скоростью до 200 км/ч. Можно лечь на поток и не переживать, что земля рядом и пора раскрывать парашют. Это очень полезное устройство для тренировки воздушных акробатов. Час работы в трубе заменяет около 200 прыжков с высоты 4 тыс. метров».

Затратное увлечение

Игорь Толстов считает, что занятие парашютным спортом «доступно для человека с достатком не ниже среднего». Так, хорошая парашютная система со страхующим прибором стоит $ 5-5,5 тыс., шлем - $ 300, «пищалка», которая сигнализирует спортсмену о том, что пора выполнять определенные действия, еще около $ 290. Примерно в $ 150 обходится высотомер, а костюм для групповой акробатики стоит в районе $ 250.

Естественно, после приобретения экипировки затраты на заканчиваются. В регионах России на хорошо организованных дроб-зонах (специальные участки для занятий парашютным спортом. - Прим. «ВД») стоимость прыжка с высоты 4 тыс. метров составляет 450-500 рублей. «Это одна минута свободного падения, - пояснил Игорь Толстов. - У нас на аэродроме используется более прожорливый самолет Ан-2, и прыжок с 2 тыс. метров стоит дороже. Поэтому иногда проще съездить в другой регион».

За пределами Алтая Игорь Толстов совершает прыжки довольно часто. Его регулярно приглашают на сборы войсковых парашютно-десантных служб, где Толстов выступает в качестве инструктора. Прыжки для него бесплатные.

«Иногда доход приносят прыжки в тандеме с пассажиром. Я за $ 7 тыс. купил двухместную систему, съездил в Москву, где получил лицензию инструктора. И теперь с полным правом пристегиваю к себе пассажира», - говорит Толстов. Еще одна лицензия, полученная недавно, позволяет ему быть инструктором по новой для России системе прогрессивного обучения свободному падению. «Если человек адекватен, не «теряет голову» в свободном полете, ему будет достаточно 10 прыжков, чтобы научиться самостоятельно выполнять прыжки с любой высоты», - охарактеризовал новую систему обучения наш собеседник.

Кому - взлет, кому - посадка

Игорь Толстов является участником барнаульского авиаспортивного клуба. И выражает опасения за перспективу его существования (см. интервью на этой же странице. - Прим. «ВД»).

Между тем в регионах России есть примеры успешной работы таких клубов, входящих в систему РОСТО. Игорь Толстов: «В марте я был в Чите. Там клуб самостоятельно зарабатывает, осуществляя санитарные, лесоохранные и другие рейсы. 8% от дохода перечисляются в центральный совет РОСТО. И в 2006 году читинский клуб стал первым в стране по объему отчислений. Что касается собственно парашютизма, то для спортсменов из читинского клуба разовый членский взнос за 30-200 прыжков в год составляет 1,5 тыс. рублей. Меня такие расценки повергли в шок! В Татарии проводится месячный бесплатный сбор для всех желающих молодых спортсменов, которые хотят заниматься классическим парашютизмом. В Новосибирской, Свердловской, Тюменской областях и других регионах, даже не имея бюджетного финансирования, клубы готовят спортсменов, их команды - постоянные участники соревнований, не говоря уж о влиянии спорта на воспитание молодого поколения. У нас пока просматривается обратная тенденция».

Рисковать жизнью просто ради адреналина я не хочу

В разговоре с корреспондентом "ВД" Игорь ТОЛСТОВ оценил воздействие парашютных прыжков на человеческий организм и рассказал об одном из самых неприятных случаев в своей воздушной практике.

- Игорь Викторович, действительно ли парашютист теряет после каждого прыжка определенную долю собственного веса?

- Да. Нагрузка на организм достаточно большая, и эмоциональная, и психологическая. Бывало, в день мне доводилось совершать до 15 прыжков. Плюс каждый раз самостоятельно укладываешь парашют. А это тоже усилия и определенное волнение. В итоге вечером уже не чувствуешь ни ног, ни рук.

- Вы совершаете прыжки зимой?

- Время года роли не играет.

- Правда, что вы совершали отчаянные прыжки с макушки трубы промышленного предприятия?

- Подобные предложения периодически поступают. Но BASE-прыжки - это не для меня, необходимости лишний раз рисковать жизнью просто ради очередной порции адреналина я не вижу. Предпочитаю подниматься в воздух, когда есть цель прыжка и запасной парашют.

При этом парашютная система, с которой я сегодня прыгаю, одна из самых скоростных в мире. Представьте себе приземление. Когда горизонтальная скорость парашюта достигает 120 км/час, получаешь не только достаточную долю адреналина, но и удовольствие от полета. В BASE-системе же парашют один, практически отсутствует свободное падение, и все удовольствие при таком прыжке от того, успел ли открыться твой парашют. То есть своеобразная «русская рулетка».

- В вашей семье кто-то еще увлекается парашютным спортом?

- Дети пробовали, прыгали со мной в тандеме. Было много радости. Младшая дочь после того, как в воздухе раскрылся парашют, закричала: "Папочка, как я тебя понимаю! Это здорово!" Сейчас я им предлагаю прыгнуть еще, но особого желания они пока не проявляют. Супруга, может быть, тоже хотела бы совершить прыжок, но кто-то должен же быть в семье умным! (Смеется.)

- В вашей парашютной практике есть случаи, после которых были мысли, что пора с этим заканчивать?

- Мысли насчет того, что пора "завязывать", приходят обычно после некоторого перерыва в прыжках. Когда сидишь во взлетающем вертолете или самолете и думаешь: "Мне 40 лет. Зачем мне все это надо?!" Но потом, когда снова ощутишь прелесть свободного падения, это проходит.

Был один сложный и неприятный момент. "Студент" (начинающий парашютист, совершивший небольшое количество прыжков. - Прим. "ВД") весил 110 кг. Это был первый человек, скорость свободного падения которого была выше моей! Он сразу завалился на спину, пришлось его переворачивать. Пока я с ним справлялся, в душе были определенные нехорошие мысли. Конечно, парашют снабжен страхующим устройством. Но если бы его пришлось применить, мне как инструктору было бы стыдно.

- У вас есть какая-то мечта, связанная с повышением воздушного мастерства?

- Алтайским спортсменам-парашютистам приходится ездить за свой счет по всей России для того, чтобы добиться хоть каких-то результатов. Я не говорю о проведении на Алтае соревнований, но ведь нужны и тренировки, желательно поближе к дому. Барнаульскому авиаспортивному клубу нужно грамотное управление. Сейчас его будущее напрямую зависит от того, даст ли деньги администрация. К сожалению, самостоятельно клуб зарабатывать так и не научился. В поселке Лесном есть прекрасная тренировочная база. Жаль, но количество спортсменов там с каждым годом снижается. Экономическая политика руководства клуба такова. Стоимость прыжка с высоты 600 метров для "перворазника" составляет 1200 рублей. Спортсмена же за эти деньги приходится поднимать на 2,5 тыс. метров, что, как вы понимаете, затратнее. Вот и возникает у руководства клуба вопрос: а зачем нужно заниматься со спортсменами?

Кто такой Игорь Толстов

Игорь Викторович Толстов родился 9 декабря 1966 года. Высшее образование получил, окончив Алтайский политехнический институт по специальности «Инженер-механик». В частном бизнесе с 1990 года. В период с 1992 по 1993 год работал заместителем директора «Барнаульского деревообрабатывающего завода», а в 1997 году стал гендиректором этого предприятия. В данное время является учредителем фирмы "Бобр".

Игорь Толстов воспитывает двух детей. Увлекается горными лыжами, дайвингом и автомобильным спортом.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость