С чего все началось
В феврале 2020 года Верховный суд поставил точку в споре о бомбоубежище между "Саратовским авиазаводом" и Росимуществом. Спор, по сути, аналогичный алтайским.
Защитные сооружения гражданской обороны принадлежат Российской Федерации, даже если много лет назад (в Саратове - в 1991 году) их приватизировали, решила коллегия по экономическим спорам. Такой, в каком-то смысле, пересмотр итогов приватизации.
После вынесения вердикта алтайское теруправление Росимущества начало работу по возврату в федеральную собственность бомбоубежищ в Алтайском крае. Новосибирское предприятие «Сибпромжердолтранс» было, вероятно, первым, к которому оно подало иск.
Ведомство потребовало признать отсутствующим право собственности предприятия на здание на пр. Калинина, 32ж. В суде его представитель утверждал: предприятие незаконно зарегистрировало за собой этот объект недвижимости.
Как так получилось
Объект, который представитель Росимущества называл на суде противорадиационным сооружением гражданской обороны (а иногда и напрямую бомбоубежищем), был построен в Барнауле новосибирским госпредприятием «Промжелдортранс» еще в 1985 году.
В 1993-м это предприятие приступило к приватизации - если помните, время было такое. Здание, которое фигурирует в документах суда, вошло в состав приватизируемого имущества.
Затем на базе предприятия создали акционерное общество «Сибпромжелдортранс» (в Барнауле оно занимается железнодорожными перевозками промышленных грузов). А в 2011 году оно зарегистрировало в Росреестре свое право собственности на этот объект. Но это все предыстория.
Когда именно в Росимуществе вспомнили об этом бомбоубежище и решили проверить, как на него оформлено право собственности, из судебных документов неясно.
Понятно, что содержал его все эти годы "Сибпромжелдортранс". В мае 2020 года, когда иск уже находился в суде, чиновники осмотрели здание и убедились: да, это оно, бомбоубежище (на него есть паспорт). У него, например, герметичные двери и ставни.
А нормативная база говорит: бомбоубежища приватизировать нельзя. По крайней мере нельзя без разрешения уполномоченного органа. Правительство РФ решения о приватизации именно этого сооружения не давало.
Что сказал бывший хозяин
Представитель «Сибпромжелдортранса» не согласился с требованием ведомства. Он утверждал, что зарегистрировал свое право собственности в соответствии с планом приватизации, в который объект был включен. План не оспорен.
Кроме того, бомбоубежище – вовсе не то здание, которое он зарегистрировал за собой, а соседнее - на пр. Калинина, 32в. То, что прошло госрегистрацию - это заглубленный склад. И два эксперта подтвердили, что этот самый заглубленный склад «не соответствует защитному сооружению гражданской обороны (убежище противорадиационного укрытия)». У бомбоубежища другой адрес, другая площадь и кадастровый номер.
Но судьи сочли аргументы Росимущества, МЧС и ряда других лиц более убедительными. Они решили, что в деле фигурирует не два здания, как утверждал перевозчик (бомбоубежище и склад), а одно (бомбоубежище = склад). Право собственности частной компании на него прекращено.
Перевозчик проиграл в трех инстанциях, но с изъятием у него склада по-прежнему не согласен: 1 июня Верховный суд принял его жалобу, она еще не рассмотрена.
Возвращение в Россию
Вообще же, наиболее активно интересоваться, в каком состоянии в России находятся бомбоубежища, построенные еще в советское время, власти начали в 2014 году – после присоединения к России Крыма. В Барнауле тогда провели инвентаризацию бомбоубежищ, и выяснили: 70% из них в нерабочем состоянии.
И вот теперь Росимущество возвращает в Российскую Федерацию бомбоубежища – точнее, в федеральную собственность.
В 2021 году, уже после того как устоялись судебные решения по «Сибпромжелдортрансу», ведомство подало иски к «Алтай-коксу» (у него хотят забрать шесть сооружений), авиапредприятию «Алтай», заводу топливной аппаратуры, «Меланжисту Алтая», «Русскому хлебу», производителю мороженного «Алтайхолод», «Уралвагонзаводу», УК "Сибагромаш" и предпринимателю Сергею Отмашкину.
Из них завершен пока только один судебный процесс – к «Меланжисту Алтая». Предприятие предсказуемо проиграло - суд признал, что его бомбоубежище находится в федеральной собственности. Но решение еще не вступило в силу.
Другой вопрос - кто будет содержать эти сооружения после возврата их в собственность РФ? В приказе министра ЧС еще от 2002 года указано: этим должна заниматься эксплуатирующая организация - ею, кстати, могут быть вышеупомянутые юрлица.
Организация обязана поддерживать готовность убежищ выполнить свое предназначение. А в мирное время их разрешено использовать в интересах экономики и нужд населения - впрочем, с ограничениями. Кстати, в 2019 году управляющая компания из Волгограда доказала в суде, что собственник убежища (в лице Росимущества) обязан платить ей за содержание этого объекта - он находился в подвале жилого дома.
Самое важное - в нашем Telegram-канале