В своем выступлении губернатор Алтайского края Виктор Томенко обозначил цели, стоящие перед органами власти в ближайшие годы, и рассказал о приоритетах регионального бюджета на 2026 год. Среди таковых — безусловное исполнение социальных обязательств, поддержка участников специальной военной операции, реализация национальных целей и задач.
Председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания Александр Романенко рассказал о задачах, которые ставит перед субъектами Федерации новый закон о местном самоуправлении. Он детально остановился на изменениях, которые предстоит внедрить на региональном и муниципальном уровнях. Кроме того, спикер АКЗС акцентировал внимание на вопросах реализации законов, принятых краевым парламентом.
Александр Романенко подчеркнул, что до 1 января 2027 года регионы России должны определиться с законодательной базой на уровне субъектов. Некоторые законы в крае уже приняты, в их числе — закон «О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края».
В частности, для муниципальных и городских округов, муниципальных районов закреплен порядок избрания главы из числа кандидатов, представленных губернатором Алтайского края на основе предложений Ассоциации и политических партий.
По словам председателя заксобрания, новая модель избрания главы наиболее четко соответствует конституционному принципу единства системы публичной власти.
Окончательный выбор кандидата остается именно за депутатами представительных органов. Новый порядок коррелируется и с существующей моделью межбюджетных отношений. Значительную долю в местных бюджетах формируют трансферты из краевого бюджета и отчисления от краевых налогов. Поэтому участие Губернатора в предварительном отборе кандидатов совершенно логично. Кроме того, все парламентские партии получили право предлагать Губернатору своих кандидатов, — обратил внимание Александр Романенко.
Ключевой задачей в рамках обновления системы местного самоуправления станет распределение полномочий между региональной властью и органами МСУ. Согласно 33-ФЗ, за муниципалитетами четко закреплены 18 полномочий, еще 29 могут быть переданы региону, а еще 18 региональных полномочий, наоборот, могут быть перераспределены от субъекта к муниципалитету.
От распределения этих полномочий напрямую зависит и финансирование различных сфер жизнедеятельности муниципалитетов.
У нас всего год, чтобы на законодательном уровне решить, какие полномочия край передаст муниципалитетам, а какие наоборот, «заберет» с местного уровня на региональный, — сказал Александр Романенко, добавив, что диапазон возможных действий достаточно широк.
От решения вопроса о распределении полномочий зависит, насколько эффективно будут решаться проблемы наших жителей в ближайшие годы. Уже к началу работы над бюджетом 2027 года — то есть к следующему лету — мы должны четко понимать, кто и как будет заниматься организацией транспортного обслуживания, дорожного движения, разработкой генеральных планов и так далее. Призываю отнестись к этому очень серьезно — и муниципальное сообщество, и своих краевых коллег, — уточнил он.
Спикер АКЗС также обратил внимание местных глав на то, что депутаты держат на постоянном контроле реализацию законов, принятых краевым парламентом, и призвал муниципалитеты ответственно относиться к их воплощению на практике.
В качестве актуального примера Александр Романенко привел закон об обращении с безнадзорными животными.
Принятые краевые законы, с одной стороны, упрощают работу с безнадзорными животными, а с другой — повышают ответственность владельцев домашних питомцев. Но острота проблемы все равно остается. Надо всем лучше работать с гражданами по теме чипирования домашних собак. Наш край, надо отдать должное, один из лидеров в России по этой работе. За год прочипировано порядка 70 тысяч собак. Но это только половина от их общего числа, — резюмировал председатель краевого парламента.



