"Квартира превратилась в хамам"
Шум в вентиляции Наталья впервые услышала в ноябре прошлого года. По ее словам, он мешал заснуть, приходилось использовать беруши. Женщина написала жалобу в управляющую компанию «Индустрия», которая обслуживает дом. Через какое-то время шумы прекратились.
Как-то раз гости Натальи заметили, что в сильный мороз у соседей снизу открыты настежь все окна. Их это удивило. У Натальи в квартире при этом было тепло.
Серьезные проблемы начались в июне этого года, когда пришла жара. По словам женщины, ее квартира стала похожа на хамам. Кондиционер не справлялся с охлаждением и даже сломался. Мастер из управляющей компании провел замеры (копия акта есть в распоряжении altapress.ru). 9 июня температура воздуха в квартире Натальи составляла 42 градуса, пола и стен — 38 градусов.
Наталья Байбуза,
жительница Барнаула:
Вскоре я увидела, что в квартире этажом ниже ведутся какие-то работы. Спустилась посмотреть. Через открытую дверь увидела, что комнаты заставлены оборудованием для майнинга криптовалют. Может быть, там было 60 ферм, может быть 100. Внутрь меня не пустили.
Майнинговые фермы — это набор компьютерных мощностей, выполняющих определенные вычислительные операции. За них владельцы получают вознаграждение в виде криптовалюты. Такое оборудование шумит и выделяет большое количество тепла. Без охлаждения температура воздуха может прогреваться до 70 градусов.
В конце июня рабочие установили на крыше дома два огромных кондиционера. А потолок в квартире с оборудованием заделали пенопластом. Один из рабочих сказал Наталье — это для того, чтобы в ее квартире не грелся пол.
Наталья Байбуза,
жительница Барнаула:
По квитанции ЖКХ за май потребление электроэнергии у наших соседей снизу составило более 36 тыс. Квт/ч (среднее потребление в обычной квартире - 150 Квт/ч), а плата - 110 тыс. рублей в месяц. Такого объема хватит для семиподъездного девятиэтажного дома. На эту квартиру работает два электросчетчика. Один видно, а второй скрыт за дверцей щитовой. Я видела его, когда она была открыта. Даже тот счетчик, который в открытом доступе, крутится очень быстро.
Женщина взяла выписку в Росреестре, чтобы выяснить, кто собственник квартиры снизу. Оказалось, что это компания «Регионстрой» — застройщик дома. Наталья пыталась выйти на руководителя фирмы, в итоге ей удалось пообщаться с заместителем директора Вячеславом Виноградовым. Он убедил женщину, что все уладит, а оборудование скоро вывезут. Но ничего не менялось.
Пожары из-за майнинга
Наталье было не только не комфортно, но и страшно жить в своей квартире. В России уже был ряд случаев, когда майнинг-фермы в жилых домах приводили к пожарам — в Томске, Новороссийске и других. Электросети дома не выдерживали нагрузку от оборудования.
Квартира Натальи находится на 25 этаже — в случае пожара эвакуироваться из нее будет непросто.
15 июля журналисты ГТРК «Алтай» рассказали о трудностях, с которыми столкнулась Наталья. На следующий день, 16 июля, оборудование из квартиры снизу вывезли на грузовике.
Вячеслав Виноградов отказался дать комментарии altapress.ru. В интервью ГТРК «Алтай» он сказал, что в квартире не было майнинг-ферм, а стояло серверное оборудование и никакой пожарной опасности оно не представляло.
Государственная жилищная инспекция назначила проверку квартиры на 20 июля. Но теперь, по словам, Натальи в этом нет никакого смысла — там ничего не найдут, ведь все оборудование вывезли. Женщина надеется, что обратно его уже не установят, хотя этого никто не гарантирует.
Вне закона
Формально организация майнинг-ферм в квартирах в России не запрещена. Криптовалюты и майнинг (деятельность по их добыче) в нашей стране до сих пор не узаконили. Госдума рассмотрела закон по теме только в первом чтении. В нем майнинг относят к предпринимательской деятельности. В случае принятия закона, заниматься им в жилых помещениях будет запрещено. А майнерам, которые не зарегистрируют свою деятельность, может грозить уголовная ответственность.
Андрей Безруков,
юрист:
Сам по себе процесс майнинга не является противозаконным, однако если он причиняет вред соседям, то у них есть некоторые рычаги воздействия. Во-первых, использование жилого помещения для майнинга должно образовывать состав административного правонарушения по ст. 7.21 КоАП РФ («Нарушение правил пользования жилыми помещениями). Штраф — 1-1,5 тысяч рублей. Во-вторых, если майнинг создает какую-то угрозу (например, пожара), то соседи могут обратиться в суд с иском об обязании нарушителей прекратить такую деятельность.
Единственная потенциальная угроза майнинга в жилых помещения — это неполадки в электропроводке (она может не выдержать) и сильный нагрев, говорит Михаил Рязанов, начальник управления автоматиации АлтГУ. По словам эксперта, излучение от такого оборудования минимально, «как от компьютера».
Михаил Рязанов,
начальник управления автоматизации АлтГУ:
Я, правда, не понимаю, почему люди продолжают заниматься майнингом. Это стало невыгодно — за электроэнергию заплатишь больше, чем заработаешь. Сейчас фермы окупают себя, только если их расположить в пустыне или рядом с ГЭС — там, где дешевое электричество.
Самое важное - в нашем Telegram-канале