Автоновости

Где и когда в Барнауле появятся новые платные парковки

Как уже сообщал аltapress.ru, летом в Барнауле на Привокзальной площади появится платная парковка. Как удалось выяснить, для администрации города этот проект будет "пробой пера" перед созданием масштабного платного парковочного пространства в центре краевой столицы.

Ребенок и автомобили.
Ребенок и автомобили.
СС0

Как рассказали altapress.ru в городской администрации, платные парковки на улицах Барнаула могут появиться уже в 2018 году. По предварительным данным, их собираются оборудовать на месте ныне бесплатных мест для стоянок авто на основных магистралях города — проспектах Ленина, Социалистическом и Красноармейском, а также между ними на перпендикулярных им улицам.

Пока эти планы — на уровне идеи. Подробностей нет. В течение 2017 года чиновникам предстоит определиться, как именно они будут запускать проект. Нужно решить, делать это самостоятельно или привлекать стороннего оператора, уточнить границы зоны платной парковки, разработать тарифную политику, а также систему штрафов и контроля за платежами.

Парковка на тротуарах в Барнауле.
Андрей Никитин

Впервые о платных парковках в Барнауле заговорили в 2015 году, когда администрации города свой проект представила красноярская компания "Инфоком". Это оператор первой в Сибири подобной системы. В Красноярске ее запустили в апреле 2015 года. Барнаульские чиновники тогда заинтересовались предложением потенциального инвестора. Идею также поддержали депутаты гордумы. Но после эта тема в публичном пространстве не поднималась до лета 2016 года, когда зампред комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Барнаула Василий Попов рассказал в интервью altapress.ru, что платные парковки в Барнауле однозначно будут.

Опыт других городов

Платные парковки действуют на улицах как минимум в 18 российских городах. Первой брать деньги с автомобилистов за стоянку в центре стала Москва в конце 2012 года. Примеру столицы последовали Краснодар, Сочи, Екатеринбург, Калуга, Белгород, Казань, Красноярск, Тверь, Ставрополь, Санкт-Петербург, Пермь и еще ряд городов на юге и западе страны.

Самая дорогая платная парковка в Москве: 40-80 рублей за час в зависимости от района. На втором месте Санкт-Петербург(60 рублей), на третьем - Казань (50 рублей). Дешевле всего парковка в Туле (10-20 рублей) и в Перми (15 рублей).

Самые высокие штрафы за нарушение правил платной парковки (3 тыс. рублей )— в Санкт-Петербурге, Казани и Екатеринбурге, самые низкие (300-800 рублей) — в Красноярске. Средства контроля везде одинаковые — это системы "паркон" на автомобилях, видеокамеры и переносные планшеты для пеших патрулирующих.

Парковка. Автомобили в Барнауле.
altapress.ru

Интересно, что Санкт-Петербург и Белгород ввели отдельные, более высокие тарифы для грузовиков. А в Перми действует сниженный тариф для мотоциклов. Почти все города позволяют парковаться бесплатно в воскресенье и праздничные дни, а также ночью. Круглосуточно работают платные стоянки на улицах только в Екатеринбурге.

В 10 городах из 18 организацией платного парковочного пространства занимались городские бюджетные учреждения или ведомства, в остальных случаях — частные инвесторы, сообщает medium.com

Власти всех упомянутых выше городов подчеркивают: главная задача платных парковок — не извлечь прибыль, а ограничить число машин в центре и упорядочить стоянку авто на улицах.

Цитата с сайта "Московского паркинга":

По мере выхода того или иного города на высокий уровень автомобилизации (порядка 300-400 автомобилей на 1000 жителей) он вынужден отказываться от режима "free parking", то есть от бесплатного использования общественного пространства для парковки личных автомобилей.В крупных городах Америки это случилось еще в 1930-х годах, в Западной Европе — в 1960-х. Платная парковка — это эффективный и общепонятный инструмент управления спросом на дефицитный ресурс пропускной способности городских улиц.

Парковка.
Анна Зайкова, altapress.ru

Как это сделали в Красноярске

Опыт Красноярска особенно любопытен. Во-первых, это пока единственный сибирский город, который решился перейти на платные парковки. Во-вторых, оператор красноярской системы в 2015 году предложил организовать подобную и в Барнауле.

Конкурс на создание сети платных парковок в Красноярске выиграла местная фирма "Инфоком". За три месяца она оборудовала несколько десятков платных парковок на 1,5 тыс. мест в центре Красноярска. Компания вложила в инфраструктуру 72 млн рублей. Плата с автомобилистов поступает на специальный счет. Ежемесячно компания отчисляет в бюджет города 13% от сборов. Пять лет (до 2020 года) она отбивает вложения, после этого должна будет передать всю инфраструктуру муниципалитету.

Парковки работают в будние дни с 8 до 18 часов. Стоимость — 30 рублей в час. Стоянка до 15 минут — бесплатна. Способов оплаты несколько: паркоматы, смс, через сайт и мобильное приложение. Также можно приобрести дневной и месячный абонемент.

На подъездах к центру организовали четыре перехватывающие парковки. Здесь можно оставить автомобиль бесплатно и получить талон на две поездки в автобусе — в центр и обратно. Кондуктору вместе с талоном нужно предъявить документы на автомобиль.

Запуск платного парковочного пространства в Красноярске был непростым. Прокуратура несколько раз пыталась оспорить инвестиционное соглашение мэрии и "Инфокома". По мнению ведомства, документ нарушал нормы Бюджетного кодекса, закона о контрактной системе и требования антимонопольного законодательства. Однако суд признал соглашение законным.

Другая проблема: в Красноярске долгое время законодатели не утверждали суммы штрафов. Их ввели только в начале 2016 года, когда система вовсю работала уже девять месяцев. За это время красноярцы привыкли не платить за парковку на платных местах, собираемость платы была низкой. И до сих пор она остается небольшой: по данным сайта "Парковки Красноярска", с 13 по 22 февраля они собрали всего 114 тыс. рублей.

Парковка на тротуарах в Барнауле.
Андрей Никитин

В апреле 2016 года мэр раскритиковал работу платных парковок. Дело в том, что у горожан были претензии к качеству обслуживания. Например, выяснилось, что из 42 паркоматов исправны только 31. Кроме этого, мэр указал на то, что инвестор нарушил условия контракта и не установил 70 видеокамер, шлагбаумы (на въездах на ряд парковок) и 56 электронных табло (подсказывают водителям, сколько свободных мест есть на ближайших парковках). Также "Инфоком" к тому моменту вместо восьми автомобилей с "парконами" запустил лишь три.

В "Инфокоме" критику признали справедливой и объяснили все недочеты финансовыми проблемами. В компании несколько раз подчеркивали, что для них это не бизнес-проект, а социальный.

Власти Красноярска заявили, что эффект от внедрения платных парковок увидели.

Эдхам Акбулатов,
глава Красноярска:

Что касается самой цели проекта — обеспечить мобильное передвижение через центр города - то уже неоднократно говорилось: результаты налицо. Движение через центр города стало более комфортным и ритмичным (цитата по newslab.ru - прим. ред.).

Из сообщений местных СМИ следует, что красноярский бизнес одобрил ввод платы за парковку. Раньше автовладельцы занимали места у кафе и ресторанов на весь день, не давая припарковаться посетителям. Теперь оборачиваемость парковочных мест увеличилась, а вместе с ней — и число клиентов. При этом многие заведения стали делать своим посетителям скидку на оплату парковки (например, при заказе бизнес-ланча).

Мастер парковки в Барнауле.
vk.com/barneos22.

Мнение

Сергей Войтюк,
депутат Барнаульской гордумы, руководитель регионального исполкома Общероссийского народного фронта в Алтайском крае:

- Начинать решать проблему с парковками в городе нужно не с создания платных мест в центре. Когда эту тему обсуждали ранее, я предлагал начать со стоянок в спальных районах. Они закрываются: из-за изменений федерального законодательства и роста кадастровой стоимости земли этот бизнес стал нерентабельным. При этом оставить машину в наших дворах — большая проблема. Очевидно, что необходимо создать межквартальные парковочные зоны. Это более актуальная проблема для жителей, чем парковки в центре. И решить ее можно через механизм муниципального унитарного предприятия, потому что у МУПов не возникает проблем с передачей в оперативное ведение земельных участков.

После этого можно заняться платными парковками в центре. Но делать это, я считаю, также нужно через муниципальное учреждение. Эту роль могли бы взять на себя МУП "Центртранс" или "Автодорстрой". Привлекать частную компанию, которая будет забирать львиную часть денег (как предлагали красноярцы), я считаю, не стоит. При схеме государственно-частного партнерства не совсем очевидна выгода для бюджета.

В целом я за то, чтобы с помощью платных парковок стимулировать людей меньше пользоваться личным транспортом и упорядочить парковочное пространство. Но при этом нужно учитывать, что в центре у нас много социальных учреждений, которым нет альтернатив в спальных районах. Также подчеркну: принятие подобных решений требует не кулуарного, а широкого общественного обсуждения .

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость