Заголовок этой колонки я развивать не буду – раз посмотрел кино в числе аутсайдеров в эту субботу, то и нечего про "нравится-не нравится" говорить. Если массовое кино вызывает у масс чувства (а в моем случае зал после двухнедельной премьеры был полон и наполовину – женскую – рыдал активно, а на вторую – мужскую – утайкой), то фильм этот удался. Дальше идут уже разговоры узких специалистов об исторической достоверности, об актерской игре, о сюжетных линиях, операторской работе и прочих мелочах. Но массы на кино пошли, и массы эти рыдали. А кто не пошел на "Адмирала" и не рыдал, пусть считает себя элитой и смотрит программу Гордона "Закрытый показ" и рыдает там. И будет у нас плюрализм, и все будут довольны.
Но я хотел бы поговорить не о том, почему фильм мне понравился, а о том, что в этом фильме вызвало у зала такие бурные чувства. Любовь, черт возьми, там вообще никакая. Нет ее и, простите, не жалко тонущего Колчака так, как было жалко Ди Каприо в "Титанике". Жалко адмирала Колчака, а не любовника Колчака. А в Колчаке жалко Россию – царскую, эполетную, благородную и высоконравственную, которую топит другая Россия – в грязной одежде и с грязными руками. Сидишь, смотришь на финальный бал и хлюпаешь носом: "Какую Россию мы потеря-али-и-и!". А потом отходишь и спрашиваешь себя, а кто у нас, собственно, все это отобрал?
Одна моя красивая и умная знакомая так выразила то, что испытала она в конце просмотра: "Сидишь, плачешь над утерянной Россией, ненавидишь то быдло, что ее разрушило, а потом думаешь – стоп, а твои предки кто? А предки сидящих тут в зале? Это что, мне про своего прадедушку "Ну ты и чмо был" думать теперь?"
Вот примерно об этом и я подумал. А еще вспомнил про все последние исторические фильмы про 20-й век. И ведь везде эта мысль сплошным потоком так и прет – все красные плохие, а вот белые и те, кто против красных потом был – они лучше. Начинаешь разбираться – а кто такие красные, а твои предки кто? А все говорят, а мои пострадали до революции или после. Я и сам так говорю. Елки-палки, а были ли тогда эти красные? И почему такой тренд пошел? Почему у нас раньше в кино белые зверьем и уродами показывались и ничего в них человеческого не было, а теперь все наоборот – если красный или чекист из 30-х, то ты однозначный упырь, и никаких полутонов? И ведь в заказчиках, в спонсорах этих фильмов – государство!
И я не знаю, куда оно – государство – такими фильмами путь держит, раз регулярно платит именно за такой подход к истории? Чего оно хочет сказать этим? И все-таки, кто был мой прадедушка, что в гражданскую партизанил тут против Колчака? Я не знаю, а вы понимаете политику Партии в кино?