Идея экспозиции принадлежит Владимиру Москвитину, владельцу одноименного художественного магазина-салона. Синтез графики и керамики, древнейших из искусств, на этой выставке представлен творениями известного художника Ларисы Пастушковой и керамистов О. Барыбиной, С. Кулаги, Е. Колесниковой, Н. Орловой, Т. Матвейчук.
Архаика - эхо, дошедшее до нас из глубины веков. В творениях мастеров, как в зеркале, отражается прошлое, живущее в настоящем, - нитью, скрепляющей мироздание. Интерес, тяга к архаике традиционно всегда возникают на рубеже веков, тем паче тысячелетий - в переломные времена... Вновь ощутить древнее, как почву под ногами, оттолкнувшись от которой - устремиться в новое, небывшее? Культуры Греции, Египта, ацтеков - интересны, но слишком отдалены от нас. Алтай - хранитель скифской культуры - здесь, рядом.
Звериный стиль, созданный древними мастерами, вызывает восхищение и удивление. Искусство кочевников, дошедшее до нас, извлеченное на свет из могильников, подарило нам замечательные произведения: яркие, пластичные, символичные. Но творения скифов-кочевников, хранящиеся в музеях, по своей сути утилитарны! Они прежде всего предметы быта, жизни, веры и - опора для фантазии, для мифа о той, далекой жизни, о ее правилах и страстях. И как мифотворчество древнее искусство и развивается, отпечатывается, запечатлевается в произведениях современных мастеров.
Одна из граней творчества Ларисы Пастушковой - архаика и скифская культура. Прикосновение к древним мифам, археологические находки - все вызывает интерес художника. Свое видение в творениях Пастушковой - иногда всего лишь видение, туманный образ, выплывающий из глубин веков. Прекрасная алтайская принцесса предстает воительницей-амазонкой - в мерцании красок, загадочная, как перламутровая морская раковина. Сама художница просто заворожена, очарована этой археологической находкой, поразившей не только научные круги, но и воображение многих художественных натур. Принцесса для Пастушковой одновременно и реальность, и сказка.
Произведения художницы - лишь намек, позволяющий зрителю фантазировать. Рисунки на камнях - как узоры и символы вечности, преподносящие нам или тайну, или разгадку... Всматриваясь в них, мы сами углубляемся в толщу времени и пытаемся прорваться в тайну давно исчезнувших культур.
Холодная гамма больших графических листов передает, по словам автора, ощущение "слоя вечной мерзлоты" - тоже символа вечности, умеющей защищать свои тайны, ведь и скифские находки прошли сквозь время нетронутыми и остались неподвластными столетиям... Подарок от прошлого - сегодняшнему дню.
Цикл выставок "Пазырык - письмо из прошлого" в галерее "Турина Гора" намереваются продолжить: через месяц здесь откроется выставка произведений заслуженного художника России Сергея Дыкова из Горно-Алтайска.
Любовь НОРГЕЛЕНЕ.