В США DVD-издания этого английского сериала вышли в серии "Шедевры классики", хотя "Аббатство Даунтон" снято по оригинальному сценарию нашего современника. Ошибка простительна: британцы славятся фильмами и мини-сериалами, поставленными по английским классическим романам, а писатель Джулиан Феллоуз – умелый стилизатор под ретро.
Чисто английская история
Джулиан вырос в Каире, куда был направлен на службу его отец – дипломат. Там, судя по всему, наблюдательный мальчик и почерпнул свои сведения о жизни "верхов" и "низов" - слуг и господ. Потом Джулиан учился в престижной частной школе в Лондоне, затем окончил Кембриджский университет, где стал членом театрального клуба Footlights, в котором в разное время состояли Стивен Фрай, Хью Лори, Эмма Томпсон, актеры и создатели "Монти Пойтона". После этого, Феллоуз, как и многие из перечисленного списка, стал актером. И даже писал дамские романы под женским псевдонимом. Но популярность к нему пришла с другой стороны.
В 2002 году Джулиан Феллоуз получил "Оскар" - за лучший сценарий к фильму Роберта Олтмана "Госфорд-парк", который по структуре очень напоминает "Аббатство Даунтон". Режиссер поставил перед ним задачу: "действие должно происходить в загородном доме, в 1930-х годы, иметь где-то там убийство, чтобы через него рассмотреть межклассовые взаимоотношения". Олтман хотел исследовать в фильме три группы людей: семью, гостей и слуг. В 70-е годы в Британии огромной популярностью пользовался сериал "Вверх и вниз по лестнице". Так что, тема была не новой, но Феллоуз блестяще справился со своей задачей.
Спустя годы, в жизни сценариста опять всплыла тема "хозяев и слуг". Британский продюсер Гаррет Ним предложил Феллоузу вернуться на территорию "Госфорд-парка" и сделать мини-сериал о большом доме, семье, которая в нем живет и о том, что происходит выше и ниже по лестнице. Сценарист не сильно обрадовался этой идее, но пообещал подумать. И как результат, Феллоуз весьма изобретательно разрабатывает классическую тему "майората", которой в английской литературе много внимания уделяли Шарлотта Бронте и Джейн Остин.
О, времена! О, нравы!
Наблюдать за быстрым изменением устоявшегося уклада всегда интересно и поучительно. Конец Викторианской поры почти совпал с календарным рубежом XIX и XX веков, но и эпоха Эдвардианская поначалу не слишком с ней соперничала внешне или по сути, скорее плавно дополняла. Первое время людям было трудно понять, что жизнь меняется и мир уже никогда не будет прежним, и только шок вынудил их трезво оценить окружающую их действительность. Подобно тому, как в наши дни падение башен Всемирного торгового центра обозначило конец XX и начало XXI века, так и исторической вехой перехода грани столетий для обитателей Старого и Нового Света историки считают крупнейшую техногенную катастрофу той поры - гибель "Титаника" в 1912 году. Именно эту катастрофу сценарист сделал спусковым механизмом, приводящим в действие цепочку событий в вымышленном аббатстве Даунтон (Йоркшир).
Все дело в юридической тонкости, чисто британской: майоратные поместья всегда передавались по мужской линии. У хозяина роскошного поместья Даунтона Роберта Кроули графа Грэнтэма и его жены-американки Коры есть три дочери - Мэри, Эдит и Сибил, но сына нет, так что титул и замок отойдут одному из кузенов сестер. Однако наследник титула графа Грэнтэма погибает на "Титанике", и права отходят к дальнему родственнику - адвокату Мэтью Кроули, который в начале первого сезона вместе с матерью приезжают в Даунтон. Брак Мэтью и Мэри мог бы вернуть гармонию. Но поскольку в том браке весьма заинтересовано старшее поколение Кроули (включая вдовствующую графиню Грэнтэм), Мэри и Мэтью инстинктивно сопротивляются навязываемым им поступкам - даже в ущерб взаимным симпатиям молодых людей.
Одинаково драматические ситуации
Чтобы развести Мэри и Мэтью далеко друг от друга, а затем снова свести, сценаристу пришлось задействовать множество событий, включающих тайный скандал (с участием мертвого турецкого дипломата), Первую мировую войну, угрозу разорения Даунтона, эпидемию "испанки" и прочие напасти. Впрочем, если бы сюжет свелся только к матримониальным терзаниям клана Кроули, сериал едва ли бы зацепил так много людей по обе стороны Атлантики, вызвал всплеск интереса критиков и получил множество наград, включая "Эмми" и "Золотой глобус". На экране присутствуют десятки персонажей, которые, по словам сценариста, "попадают в разные, но одинаково драматические ситуации".
Нижний этаж Даунтона, где живут слуги, возглавляемые дворецким мистером Карсоном, не менее важен для сюжета, чем этаж верхний, занятый аристократами. Тщательно прописаны все сюжетные линии, едва ли не у каждого из 33 персонажей есть своя тема. Нам любопытны не только взаимоотношения дочерей графа Грэнтэма со своими потенциальными избранниками (среди которых, кстати, могут оказаться журналист и даже шофер), но и коллизии с участием обитателей "нижнего этажа" - лакеев, горничных, кухарок. Мы следим за попытками Эдит выйти замуж, но не меньший интерес вызывают судьбы несправедливо обвиненного в убийстве бывшей жены графского камердинера и трогательно влюбленной в Бейтса старшей горничной.
Сценаристы знают свое дело, и каждая сюжетная линия выверена и гармонична. Если первый сезон был чем-то вроде вступления, то во втором и третьем в центре повествования оказываются старшая и младшая сестры - по очереди. В четвертом сезоне эстафетная палочка должна перейти к средней сестре. Но леди Мэри как старшая не уступит пальму первенства средней, с которой по сюжету состоит в постоянных контрах. Оставшись вдовой с маленьким ребенком на руках, она должна найти в себе силы жить и любить...
Настоящий английский снобизм
Сериал, который признали в мире послом британской культуры, показывает Англию, которую мы любим: зеленые лужайки, старинные поместья, "овсянка, сэр!", чай в положенное время и по любому поводу, платья, шляпки... В наш век панибратства и слоганов типа "Будь собой!" приятно погрузиться в оазис сдержанности и хорошего тона. И хотя бы в кино поучиться этому. Кроме того, бывает полезным понять, что такое настоящий снобизм. Когда жених леди Мэри, разбогатевший газетный магнат, способный купить все, говорит со своей невестой об обстановке их нового дома, он получает истинно снобистский ответ: "Ваш сорт ее покупает, наш - наследует".
Богатый драматургический материал предоставил возможность продемонстрировать способности артистов лучшей на сегодняшний день актерской школы. Не забыли сценаристы и специфичный английский юмор. Реплики вдовствующей графини в блистательном исполнении Мэгги Смит - образцовый тому пример: каждое ее слово - готовый афоризм. С одной стороны, ее героиня – чопорная аристократка, которая, приподняв бровь, спрашивает: "А что такое выходной день?" С другой - она понимает, что наступают новые времена. Когда две ее внучки хотят изменить привычный образ жизни, она их поддерживает. Кстати, актерский состав сериала не только островной: в эпизодах появляются американка Ширли МакЛейн и австралийская оперная примадонна Тири Теканава.
Мне приснилось небо Лондона...
"Аббатство Даунтон" - сериал коньячный. Аристократический, выдержанный напиток, который когда-то был вином. "Вином" же для "Даунтона" явились, безусловно, "Сага о Форсайтах", "На исходе дня", "Возвращение в Брайдсхед" и все экранизации сестер Бронте и Джейн Остин. Тут даже наблюдается преемственность - создателем "Даунтона" стал Джулиан Феллоуз, сценарист "Госфорд-парка"... Словом, Даунтона нет без Пемберли и прочих усадеб, куда так рвется душа современного эскаписта. А ведь именно таково вполне распространенное умонастроение: "свалить из этой страны". Ну, хоть на хронометраж серии. Или переселиться из своего тела в другое. И "Даунтон" в этом деле очень помогает - ведь тут кропотливо воссоздается антураж эпохи, исторические вехи и детали: служанка здесь не может прислуживать герцогу, - только слуга, а утренние газеты требуют отутюживания. Потому что, как говорит дворецкий Карсон, в Даунтоне "живут по определенным стандартам, и они не могут меняться". И туда, конечно, хочется - подальше от постоянно меняющихся тут у нас законов. "Даунтон" выдает эту визу - для виртуальной эмиграции в "добрую старую Англию". В это-то и есть главный секрет его успеха.
По материалам журнала "Телепарк"