Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Ахтавар - сын Дяди Го

- Да "Скифы" мы, да азиаты мы!" - говорит сегодня Евгений Чикишев, лидер известной и любимой многими группы "Дяди Го". Слава о его новой группе "Скифы" уже разнеслась за пределы края. Нет, "Дядюшка Го" не ушел на пенсию. Просто он перевоплотился.

Зерно новой группы было брошено еще в 1992 году. В то время музыканты "Дяди Го" стали использовать на концертах церкуны - гофрированные шланги. Раскручиваясь, те гудели, как ветер. На одном из концертов Женя, купив 60 церкунов на свои деньги, раздал их в зал. И когда ветер, засвистевший на сцене, соединился с ветрами в зале, родилось нечто мистическое, языческое и шаманское. И музыканты, и слушатели словно оказались над временем и пространством. После концерта в руки Чикишева вернулось только пять церкунов. Остальные были тайком унесены на память.

А зародыш новой группы проклюнулся два с половиной года назад в виде появления скифской арфы. Ее предложил музыкантам удивительный мастер Гнездилов.

В свое время этот музыкальный реставратор увидел в музее на ул. Льва Толстова макет настоящей скифской арфы, обнаруженной в скифских курганах. Арфа, на которой когда-то общались с богами скифские царицы, сегодня хранится в Эрмитаже среди прочих сокровищ. Тогда Александр Гнездилов решил воссоздать необычный инструмент и с трепетом приступил к делу.

"Дядя Го", увидев возрожденную скифскую красавицу, обомлел и мгновенно влюбился. Она похожа на маленький корабль (видимо, скифы, пришедшие с моря, в арфе воплотили свою ностальгию), только вместо мачты - рычаг, а вместо канатов от кормы до хвоста натянуты струны.

Звуки, рожденные "скифской принцессой", необычны и таинственны.

- Звук - это особая вибрация, проникающая в нас и влияющая на нас, - размышляет Чикишев. - Любой звук, будь это журчание ручья, или шум воды в батарее, или шум компьютерного процессора, либо загрязняет, либо очищает человека.

Арфа разбудила в легенде алтайского рок-н-ролла страсть к необычным космическим звукам. Он стал охотиться за ними, как ловец за бабочками.

Вскоре к Чикишеву с грохотом прикатился африканский барабан, сделанный настоящим мастером из африканской провинции. Мощный низкий звук этого барабана слышен за пять километров, когда-то это чудо-юдо негры использовали при восстаниях.

Вслед за ним в руки дяди Го попал барабан из Латинской Америки. Переворачивая его, дядюшка с удивлением услышал музыку океана. Затем в компании этнических инструментов оказались алтайский шоор, палочка дождя, комус, шаманский бубен. Есть австралийский пропеллер, с помощью которого аборигены созывали птиц...

Одно из самых последних приобретений - короб, который музыканты окрестили "коробом Пандоры". Этот необычный инструмент похож на бабушкин сундук, только с отверстиями по бокам. Идею инструмента привез Женя Чикишев. Работая уличным музыкантом в Германии, он услышал историю об испанском психотерапевте, который лечит пациентов с помощью необычной коробушки.

- Как-то к нему привели девушку, которая онемела после изнасилования, - рассказывает Женя. - Тот от винта сделал игрушку-короб. Потом терапевт посадил ее на край музыкального сундука, дал в руки колотушку, и они вместе стали бить по поверхности короба. Через два месяца девушка заговорила.

Идею необычного короба воплотил все тот же Александр Гнездилов. Новоиспеченный короб с первых же минут проявил свои мистические свойства. Так, на следующий день после его презентации случилось землетрясение.

- Не мы, конечно, его вызвали, - на полном серьезе говорит Чикишев. - Просто он, наверно, стал "телефоном", по которому пришла информация. Река несет информацию так же, как поток электронов по проводам. Звуки тоже несут информацию.

Короб с первого концерта показал и кое-что другое.

- Поиграть на нем могли все желающие женщины, - улыбаясь, рассказывает Женя. - Они садились напротив меня, мы начинали игру. И представляешь, у меня было такое ощущение, что с каждой из них у меня произошла космическая близость. Это был какой-то тантрический секс.

- Причем он сменил меня, - шутит музыкант Сергей Вяткин, - увидев, что я обессилел.

Но и на коробе Дядя Го не успокоился. Теперь этот неугомонный Го хочет сотворить музыкальный череп, описанный писателем Харуки Муроками. Нужно только достать череп буйвола. После между его рогами натянут струны и поднимут на высоту, где воет ветер. Такой череп, по словам музыкантов, будет рассказывать о таинствах, о будущем и прошлом...

- В музыке космоса есть и хаос и гармония, и созидание и разрушение. Вы не боитесь проникнуть очень глубоко во что-то запретное?

- Да хрен бы с нами, - усмехнулся лидер группы. - Если что-то случится, то, стало быть, так дано. Но если чувствуешь, что тебе это необходимо... Я, например, жить не могу без этого. По большому счету мы очень эгоистичны. Мы делаем так, чтобы себе было хорошо. А когда тебе хорошо, то и другим хорошо. Мы не враги гармонии.

- Их нельзя назвать сатанистким проявлением, - заметил один из городских музыкантов. - Они просто слушают космос и хотят, чтобы другие его услышали.

Концерты "Скифов" похожи на медитации. Там в прямом смысле нет слов, одни звуки.

- Сначала налаживаешь контакт с инструментом, настраиваешь в себе частоты, - рассказывает Вяткин, - и начинаешь общаться со слушателем. Это общение происходит на более проникновенном уровне.

- Совершенной тишины не бывает, - говорит Чикишев. - Но когда пытаешься до нее добраться, начинаешь ощущать звуки глаз, цвета... Того, что в привычном понимании не звучит. Но любой цвет имеет звук, тембр.

Когда начинаешь к тишине прислушиваться, приглядываться, ощущаешь, что это парадокс. Тишины не существует. Как нет черного и белого цвета. Звук - это белый цвет, вмещающий весь спектр цветов, тишина как черная дыра. Когда ты начинаешь прислушиваться к тишине, то видишь белое. Начинаешь слышать шорохи, пение птиц. Аборигены индийские используют для этого психотропы, траву, алколоидные препараты. Наши инструменты воздействуют на психику так же. Но это более естественный подход.

Костяком "Скифов" были Чика(Чикишев), Вока(Алеша Попов) и Джара(Сергей Вяткин). Скифами стали и гитарист "Дяди Го" Виталий Коваленко и скрипач Петр Каменных. Сегодня в группе есть женщина, которая поет. Это Люба Норгелене, известная в городе как искусствовед и художник. Есть сегодня среди "Скифов" и танцовщица Катя Милоян.

"Скифом", по мнению лидера группы, может стать любой, кто ощутит, что завязанный пупок на самом деле связан с космосом.

- Как-то в Питере, куда мы ездили, случился казус, - поделился Женя. - Мы выступили на нескольких площадках и как-то ночью расслабились. Водки было выжрано около ведра. А утром огорашивают еще одним выступлением. Некоторые из нас спали мертвецким сном. Вместо них на сцену к скифским инструментам вышел всемирно известный мастер горлового пения Болот Байрышев из Горно-Алтайска, еще один музыкант, и... "Ахтавар проснулся". На "скифском" языке это означает, что концерт состоялся.

Ахтавар - это скифский герой, который живет во времени. Реального прототипа в легендах нет. Имя Ахтавар в группе родилось спонтанно, как когда-то спонтанно родилось имя "дядя Го".

Тот, кто 6 февраля придет на концерт "Скифов" в концертный зал оркестра "Сибирь", сможет услышать ночь Ахтавара. Скифский герой будет общаться с луной и духами, будет плыть по реке и растворяться в ветре.

А дядюшка Го, глядя на своего сына, будет улыбаться и тихо играть на флейте.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии