Кто:
Алексей Шелепов.
Работает:
Издательский дом "Алтапресс", дизайнер.
Где победил:
Много где, в том числе - на VIII фестивале рекламы "Идея!2004".
Что было на столе:
Компьютер, кофе, картинки, сигареты.
Алексей Шелепов, дизайнер издательского дома "Алтапресс", занял первое место на VIII фестивале рекламы "Идея!2004" в номинации "Печатная реклама". Кроме того, множество его работ вошли в шор-лист фестиваля, были отмечены жюри как оригинальные. Загорелый - фестиваль проходил в Сочи - Алексей Шелепов согласился рассказать нашим читателям о своих жизни и работе.
- Здрасьте.
- Здрасьте.
- Вы как-то не особенно радуетесь своей победе на фестивале "Идея"?
- Ну это обычный фестиваль. "Алтапресс" всегда там участвовал. Хотя я его, наверное, недооценивал. Там представлена вся территория бывшего Советского Союза, даже достаточно фаворитные московские предприятия. На правах равных участников, хотя многие могли бы быть в жюри. Так что это, в общем-то...
- ...приятно.
- Да. Но я не скажу, что для меня это неожиданность какая-то была. Это не первое подтверждение того, что работаем мы правильно.
- А другие подтверждения? Расскажите о самом мощном вашем достижении.
- Мы в соавторстве с маэстро Филатовым (дизайнерская студия "Дарт") участвовали в очень хорошем конкурсе на лучший товарный знак и логотип - в 1998 году. Конечно, мое соавторство было не доминирующим. В финал из многих-многих тысяч прошло всего несколько сотен знаков, а наш знак попал в десятку лучших. В этой десятке оказаться было очень почетно. В ней были только признанные мастера.
И плюс к этому мы еще получили диплом Союза дизайнеров (демонстрирует диплом). Я считаю, что пока что это наиболее авторитетная награда в России. Ну есть еще диплом Академии дизайна. Ну еще Путинская премия за развитие дизайна - ее получил Андрей Логвин, есть такой московский мастер. Он, кстати, был в жюри на "Идее". И поэтому, может быть, для меня было важно не первое место в номинации "Печатная реклама", а то, что одну мою работ, которая вошла в шорт-лист, отобрал Логвин. Это высокая оценка, я ее считаю более статусной.
- Давайте поговорим о творческом процессе. Как возникает идея? Что влияет на креатив? Может быть, нужна особенная музыка? Или, наоборот, абсолютная тишина?
- Я чувствую в вашем вопросе нотки отношения к работе дизайнера как к более творческой, нежели она есть на самом деле. А это обычное ремесло, ровно такое же, как врача или гончара. И кроме опыта и желания работать ничего больше не имеет значения.
- А умение рисовать? Есть такое распорстраненное мнение, что дизайнер не обязан уметь рисовать - у него же компьютер есть...
- Я не верю в дизайнеров, которые не умеют рисовать. Это самое важное. Математик должен знать таблицу умножения, врач - анатомию, дизайнер должен уметь рисовать.
- Можно сказать, что вы не просто дизайнер, но еще и художник...
- Нет, так сказать нельзя. Я делал попытки поступать в Новоалтайское училище, но это было сильно давно, ближе к середине прошлого века. Если говорить о какой-то школе... Важная вещь, которая повлияла на мое отношение к работе, - это то, что я во время бросил политех и пошел работать обычным оформителем на завод синтетического волокна. Там приходилось рисовать, например, портреты Хо Ши Мина - потому что на заводе трудились вьетнамские лимитчики, оформлять демонстрации и работать пером, тушью, шрифтом... Это была отличная школа.
И, конечно, мне просто повезло, что я очень долгол работал с таким мастером, как Филатов. Ну и кроме того, каждый дизанер - это самоучка. В нашем ремесле можно учиться только на своих ошибках.
- Вам нравится работать в нашем городе? Вы не думаете, что в столицах у вас было бы больше возможностей для реализации?
- Город обычный, люди везде одинаковые. В столицах действительно работают звезды и мастера, но в их тени плодится множество дилетантов. Их гораздо больше, чем в провинции. У меня сейчас заказчик - человек из Москвы. И я вынужден ему отказать - некогда с ним работать.
- Мне рассказывали, что раньше, на заре, так сказать, вашей дизайнерской карьеры, многие люди подписывались на газеты "Алтапресса" только потому, что в них выходили ваши картинки.
- Да это просто баловство было.
- А про что картинки?
- Про жизнь. Смешные и забавные. Я рисовал "Семнадцать мгновений весны", "Незнайку на Луне", всякую такую ерунду... Симбиоз из анекдотов, цитат из "Красной бурды" и так далее. Это студенческая забава, осталась еще от Екатеринбурга, от Архитектурного института. Я там не успел нормально поучиться, о чем сейчас жалею.
- А почему не успели?
- Я был после армии, время шло забавное - начало девяностых. Высшее образование не котировалось вообще никак...
- Интересно. Не могли бы вы хотя бы пунктиром обозначить ваш жизненный путь? - А он не был каким-то интересным или тернистым. Обычная жизнь. После школы поступил в полтитех, потом понял, что обработка металлов под давлением - это совершенно не мое. И началось: завод синтетического волокна - забрали в армию - поступал в Екатеринбург... Потом было очень много бездорожья в жизни, когда от ремесла пришлось отойти, долгое время заниматься черт-те чем. Возврат к ремеслу стимулировал "Алтапресс".
- Вы много работаете?
- Да постоянно. Работа стала отчасти стилем жизни. Конечно, я и отдыхаю тоже, все как надо...
- Вы, как модный дизайнер, наверное, одновременно богемный человек? Когда не работаете - прожигаете жизнь в клубах?
- Нет. Я абсолютно не публичная персона. Не тусовщик.
- Вы работаете над какими-то личными проектами? Так, чтобы для себя, а не для денег.
- А у меня каждый проект личный, грубо говоря. Причем многие проекты лежат у меня в столе, готовые - заказчика на них еще нету. Но он-то придет рано или поздно.
Схема работы дизайнера очень простая. Я ставлю перед собой абсолютно приземленную задачу - сделать рабочую вещь. Когда начинаешь заниматься проектом, сначала придумываешь что-то из ряда вон выходящее. А потом сам понимаешь, что надо делать вещь для рынка и для людей. Спокойно откладываешь весь графический кураж и делаешь рыночно правильную, взвешенную работу.
Кстати, это тоже очень трудно. Попытаться прыгнуть выше головы, проще чем сделать достойную вещь хорошего уровня. Все игрушки, великий креатив - это в какой-то мере удел дилетантов. Профессионал должен научиться делать правильно. Вот...