Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Алтай вместе со всей страной отметил 65-летие полного снятия блокады Ленинграда

Это праздник не только города-героя на Неве. Выстоять Ленинграду помогала вся страна. Алтай не был исключением. Он послал на помощь своих солдат, боеприпасы, продовольствие, принял эвакуированные предприятия и людей.

Сколько наших земляков сражалось и погибло на ближних и дальних подступах к этому городу, не скажет никто. Поисковики продолжают находить останки отдельных бойцов и целые захоронения на Ленинградском, Волховском, Карельском фронтах…

Алтайский государственный краеведческий музей. К 65-летию полного снятия блокады Ленинграда.
Алтайский государственный краеведческий музей. К 65-летию полного снятия блокады Ленинграда.
Анна Зайкова

Акутиха – Ленинград

Инициативной группе во главе с супругами Малютиными из Барнаула удалось при поддержке поисковиков Карелии установить место, где только за один день 7 сентября 1941 года, отразив 13 фашистских атак, полегло более 400 жителей Алтая – воинов 27-й стрелковой дивизии. 

У Руфины Малютиной в бою 7 сентября 1941 года погиб отец – Василий Петрович Невежин, начальник планового отдела Акутихинского стекольного завода Быстроистокского района. Рядом с ним полегли еще 12 односельчан. Акутиха – родина супругов Малютиных, и они более 20 лет потратили на то, чтобы вернуть добрые имена своим землякам, найти их могилу в карельском селе Ругозеро.

Могила оказалась братской, для целого батальона. Общими усилиями поисковиков и властей Республики Карелия и Алтайского края 7 сентября 2008 года на этом месте открыт мемориал, на плитах которого уже увековечены имена 195 наших земляков, еще на 100 приготовлены списки. 

– Мы хотим, чтобы люди знали об этом негромком подвиге. Да, были Москва, Ленинград, Курск, Днепр, Сталинград. Но нельзя, чтобы на этом ярком фоне были забыты те, кто на дальних подступах помогал выстоять участникам великих сражений. Всего на Карельском фронте погибло 40 тысяч человек, 2000 из них – воины с Алтая. Их мужество до сих пор не оценено по достоинству, – считают Малютины. 

О чем рассказала фляжка

Чем дальше продвигается поиск инициативной группы, тем ближе и ближе к Ленинграду становится далекое сибирское село Акутиха. Всякий раз, бывая в Карелии, Малютины находят все новые тому подтверждения. В прошлом году Анатолий Алексеевич обратил внимание на осколки стекла на раскопках в местах боев.

– Да это фляжки, стеклянные фляжки, – пояснили карельские поисковики. – Тут в воронке их целая гора. Не можем взять в толк, откуда они взялись.

– Так это же наши, акутихин­ские! – изумился Анатолий Алексеевич. – Такого темного зеленого стекла больше нигде не было.

– Точно, – подтверждает 83-летний мастер-стеклодув Геннадий Тонышев. – Такие фляжки выпускали только на нашем заводе. На других (всего в стране тогда действовало три стекольных завода) они получались светлее. Стекло пошло в ход от нужды: алюминий в войну уходил на самолеты.  

Значит, лежат под Ругозером не только те, кто сражался и погиб в 1941-м?

– Вполне может быть, – соглашается Анатолий Малютин. – Полк, с которым прибыли в Карелию в сентябре 1941 года наши земляки, формировался и экипировался в Бийске. Но тогда на Акутихинском стекольном заводе фляжек еще не делали. Ими могли снабдить воинов в 1943-м. И не только на Алтае. Фляжки из Акутихи отправляли на разные сборные пункты и фронты. В феврале прошлого года я видел нашу фляжку в музее Волгограда.   

Добавим: есть акутихинские фляжки в музеях Ленинграда и Башкирии. А теперь вот благодаря супругам Малютиным займут достойное место в музеях края. 

Справка

Блокада Ленинграда продолжалась 871 день. Первым считается 8 сентября 1941 года, последним – 27 января 1944 года. 

4 000 ленинградских детей, оставшихся в годы войны без родителей, были вывезены на Алтай, воспитывались в дет­ских домах. Сегодня на территории края проживает 471 блокадник. 

Антонина Трофимченко,
блокадница, фронтовичка: 

Антонина Трофимченко, блокадница, фронтовичка.
Антонина Трофимченко, блокадница, фронтовичка.
Анна Зайкова

Незадолго до войны я приехала в Ленинград из Твери учиться в историко-архивном техникуме. Вечерами занималась в двухгодичной школе медсестер. С началом войны в 17 лет меня призвали в армию и направили в 275-й госпиталь. Кровавой, страшной, тяжелой работы было много. Она глушила голод, холод, страх, душевную боль за судьбу города, успевшего стать родным. 

После прорыва блокады в январе 1943 года наш госпиталь вывозили из Ленинграда по Ладожскому озеру. Немцы обстреливали автоколонну, взрывали орудийными снарядами лед. Я получила ранение в грудь. Но уже вскоре с передовой группой врачей и медсестер была заброшена самолетом в 65-ю армию, которой предстояли бои за освобождение Курска, – срочно требовалось заменить погибших медработников…

За войну у меня 19 наград, но я их никогда не ношу. Неловко. Кажется, я их не заслужила. Подвиги совершали бойцы, а я просто помогала им выжить – ухаживала, давала кровь. Но медалью "За оборону Ленинграда" горжусь и ставлю ее выше любого ордена. Я получила ее на фронте из рук маршала Рокоссовского.

Валентина Карпова,
блокадница, ветеран труда Алтайского края:

Валентина Карпова, блокадница, ветеран труда Алтайского края.
Валентина Карпова, блокадница, ветеран труда Алтайского края.
Анна Зайкова

Когда началась блокада, мне было девять месяцев. Папу забрали на фронт. А мы с мамой, кое-как пережив первую голодную и холодную блокадную зиму, летом 1942 года на попутной машине выбрались из города. Потом шли пешком. У мамы в руках чемодан с вещами, я – в мешке за спиной. Однажды чуть не задохнулась, стала дистрофиком и разучилась ходить.

Покинув Ленинград, жили мы то у отцовых, то у маминых родителей в центре России. Там тоже было голодно, даже после войны. Когда целина началась, мы переехали на Алтай. Поселились в селе Озерном Заринского района. Только здесь, в колхозе-миллионере, хлеба и наелись. И стал для нас Алтай второй родиной.

Вклад Алтая

В боях под Ленинградом отличились сформированные на Алтае 372-я стрелковая и 87-я кавалерийская дивизии. А бийский 71-й дорожно-эксплуатационный полк строил легендарную "Дорогу жизни" через Ладожское озеро.

Здесь первый барнаульский Герой Советского Союза лейтенант Федор Фомин на своем танке совершал бесстрашные рейды из осажденного города по тылам противника.

Здесь закрыли своими телами амбразуры вражеских дзотов еще два Героя Советского Союза красноармейцы Александр Красилов и Леонтий Черемнов из Старой Тарабы Кытмановского района. Здесь предпочла смерть предательству юная радистка Валентина Олешко из Алейска, имя которой увековечено в названии одной из малых планет.

Алтай помог защитникам Ленинграда патронами, снарядами, танковыми двигателями, полушубками, валенками, рукавицами, продовольствием, собрал средства на строительство 11 торпедных катеров для Балтийского флота.

Второе рождение на Алтае получили в годы войны котельное производство Невского машиностроительного завода ("Сибэнергомаш") и Пушкинский сельскохозяйственный институт (АГАУ).

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии