Барнаул -8°C
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Алтайские мастера возрождают старинные гусли, колесную лиру и забытые свирели

На чем играл русский мужик до того, как в XVII веке на Руси придумали балалайку? Как звучат кифары и гусли, мастерством игры на которых, по преданиям, могли похвастаться сам Добрыня Никитич и сказитель Боян, сегодня мало кто знает. Алтайские мастера не только воссоздают, но и усовершенствуют утраченные инструменты.

Борис Стефанский: "На гулянке уронил свой фагот, дырку пробил, дунул - а там еще один звук".
Борис Стефанский: "На гулянке уронил свой фагот, дырку пробил, дунул - а там еще один звук".
Олег Богданов

— Да я колесо изобретаю! Разве можно в наше время что-то новое создать?- восклицает Борис Стефанский. Почти сорок лет житель Барнаула изготавливает народные инструменты — жалейки, свирели, рожки, гусли, гармошки-концертино. - Спрашивают когда, как это у меня такой инструмент получился, говорю: на гулянке уронил свой фагот, дырку пробил, дунул — а там еще один звук…

Борис Михайлович подносит к губам окаринку — с виду инструмент напоминает яйцо с дырочками, — и комната наполняется благородными, похожими на голос флейты, звуками — исполняется «Шутка» Баха!

— Тембр какой необычный, а! — радуется Стефанский. — На такой свистульке любую тему сыграть можно. Вообще-то, их из глины делают, но я научился из гипса лепить — они тут же засыхают, и печь не нужна. Окарина — гусенок. Как ни странно, название итальянское, а вот, гляди-ка, к нам на север попала и прижилась.

Помимо гипса, в качестве заготовок музыкальных инструментов мастер использует древесину и коровьи рога — чтобы плакали жалейки; металлические гардины и лыжные палки — из них выходят хорошие свирели, и, конечно бытовой пластик.

— В начале 80-х я познакомился с Дмитрием Деменчуком — мастером народных инструментов из Западной Украины, он как раз делал интересные свирельки. Пока в руках их держишь, обернешь как бы невзначай газеткой, пальцем проведешь — все дырочки и отпечатываются, — хитро прищурившись, улыбается Борис Михайлович. — Деменчук, когда узнал о моих копиях, посмеялся только: не додумался бы, говорит, до такого. А я и сам не думал, нужда заставила — мы в то время в Барнауле как раз создали ансамбль «Русь». А инструментов-то не было в магазинах: ни жалеек, ни свирелей, ни брелок — последнюю по тембру, как балалайку, ничем не заменишь. Я и по книгам многие образцы изучал, делал.

Мастер извлекает из ящика с десяток разной длины свирелей.

— У каждой из них своя красочка. Свирель как струна — чем длиннее и шире, тем ниже звучит, — демонстрируя свое богатство, рассказывает Стефанский. — На свирелях весь Восток играет — и Китай, и Таиланд, и Индия. Что касается чисто русских — вот владимирский рожок, — тут Борис Михайлович ловким движением достает на свет деревянную дудку с раструбом. — На такой только русские играют.

Запретная музыка

— Правой рукой крутишь ручку, а левой нажимаешь на кнопочки. Ну-ка, давай попробуем, — десятилетнего Никиту обучают премудростям игры на диковинном инструменте — лире колесной — это сплав баяна, виолончели и шарманки в одном экземпляре.

Игорь Бабушкин,
барнаульский музыкант, ведущий мастер-классы игры на народных инструментах для школьников:

В средние века на Руси на этом инструменте играли крестьяне. А еще подобный инструмент, релей, был у казаков. Но в 1655 году царь Алексей Михайлович издал указ об исправлении нравов на Руси, и в рамках борьбы со скоморошеством этот инструмент, а также многие другие: домры, гусли — приказали жечь. И даже название их вслух произносить запрещалось. Тогда в качестве альтернативы придумали балалайку. Позже, в конце XIX века, некоторые инструменты возродились, но не все.

Никита тем временем пытается исполнить на лире «Кузнечика». Крутя ручку, приводит в движение колесо из оргстекла, колесо, задевая, заставляет звучать струны, а при нажатии кнопки получаешь нужный звук.

Этот инструмент — дело рук барнаульского мастера Александра Гнездилова. Кроме колесной лиры, усовершенствовал он и алтайский топшур, варган, домру соединил с банджо, а для гуслей придумал механизм, позволяющий переходить музыканту в разные тональности. Но главной своей заслугой мастер считает возрождение скифской арфы — останки ее были найдены во время раскопок Пазырыкских курганов Горного Алтая в 1947 году, и в 1995 году Александру удалось воссоздать модель инструмента.

— Я сделал несколько вариантов арфы: от двухструнной до семиструнной — все ведь развивалось от простого к сложному. И спустя тысячелетия инструмент зазвучал: сейчас на нем играют, например, группы «Скифы», «Алтай — Кай», Театр песни Елены Камбуровой, — рассказывает мастер. — В Барнауле инструмент хранится в экспозиции Музея истории литературы, искусства и культуры Алтая.

Наследие Бояна

Другой юный участник мастер-класса Илья примеряет на себя роль гусляра — над этим инструментом Гнездилов сейчас работает наиболее увлеченно. В его коллекции уже есть и гусли звончатые, и щипковые, и клавишные самогуды.

— Пятиоктавные гусли, пожалуй, были самыми трудоемкими — на их изготовление ушло почти четыре месяца, — комментирует умелец. — Конечно, перед тем как приступить, делаю наброски на бумаге, но до миллиметра не выписываю — много времени занимает, да и не нужно это.

Теперь в планах у Александра Гнездилова — организовать на Алтае фестиваль игры на гуслях. Пригласить музыкантов со всей России и во всей красе показать инструмент Садко и сказителя Бояна.

— Я в свой ансамбль эти инструменты тоже потихоньку ввожу, — говорит Игорь Бабушкин. — Со временем, надеюсь, для каждого из них будут отдельные пьесочки. Но пока с репертуаром проблемы — в средние века инструментального фольклора в современном понимании этнографов не было, музыку почти не записывали. Да и нотная грамота была другой — для записи песнопений использовали невмы — нотные знаки, состоявшие из точек, черточек и крючков.

Справка

В мае 2012 года Александр Гнездилов возглавил со­зданную краевую общественную организацию «Центр многострунных инструментов народов Алтая», куда вошли лучшие алтайские мастера редких музыкальных инструментов.

В ноябре Александру Гнездилову присудили звание «Народный мастер Алтайского края».

Факт

Освоить азы игры на колесной лире или звончатых гуслях может каждый. Запись на мастер-классы под руководством Игоря Бабушкина по телефону 47−85−83.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter