Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Анатолий Щетинин: "Выбирать картину по автору – неправильно"

Текущее падение покупательского спроса не касается искусства. В этом уверен владелец "Арт-галереи Щетининых" Анатолий Щетинин. О том, чем обусловлена эта ситуация, о художниках и стоимости их произведений, а также о нюансах своего бизнеса рассказал г-н Щетинин.

Анатолий Щетинин: "Бывают ситуации, когда надо быть жестким, дать кому-то нагоняй. Но за пять лет существования галереи еще ни разу не наказывал своих сотрудников. У нас в коллективе есть душевное единство".
Анатолий Щетинин: "Бывают ситуации, когда надо быть жестким, дать кому-то нагоняй. Но за пять лет существования галереи еще ни разу не наказывал своих сотрудников. У нас в коллективе есть душевное единство".
Павел Водопьянов

Штучный товар

– Анатолий Прокопьевич, если еще недавно люди могли отказаться от хлеба в пользу зрелищ, то есть искусства, то сейчас, кажется, ситуация принимает обратный характер. Как вы полагаете, упадет ли спрос на художественные произведения?

– Покупательская способность основной массы населения, конечно, резко упала. Но искусство во все времена считалось элитарным, и простому человеку всегда было сложно приобрести хорошую картину. Картины – это штучный товар, они и раньше покупались не как хлеб. Часто произведение покупают вскладчину – например, в подарок. А вообще, если человек построил коттедж за десятки миллионов, он всегда найдет деньги, чтобы украсить свой быт, купив картину за 10–20 тыс. рублей. И пока мы не ощущаем падения спроса. В месяц покупают 7–10 работ – как и обычно.

– А возросла ли цена картин сообразно уровню инфляции, например?

– Мы на 10% подняли цены на художественные материалы, которые подорожали у производителей. Все они – импортного производства и покупаются за валюту. Можно было бы повысить цены на 30–40%, но это слишком дорого для Барнаула. И наши художники оставили прежними цены на свои произведения. Поэтому многие, кто приобретает живопись алтайских художников, знают, что цена картин значительно ниже, чем в европейской части России или за рубежом.

– Насколько распространена в вашей отрасли практика торговаться?

– Некоторое время назад из Москвы приехал коллекционер, купил несколько работ, мы сделали хорошую скидку. Ему это понравилось, он приехал во второй раз с надеждой купить большее количество картин с еще большей скидкой. В этом случае мы не пошли на уступки, так как идет явная спекуляция картинами. Ему пришлось приобрести картины по предлагаемой цене. Ведь должен быть определенный этический предел! Художник каждое произведение вынашивает, вкладывает в него душу. И вдруг этот штучный товар берут оптом. Так нельзя. Надо сказать, клиентура начинает осознавать эти вещи и иной раз даже и не спрашивает о скидке. Потому что понимает, что покупкой поддерживает художника, который и так живет очень скромно.

Люблю критиковать

– Около двух лет назад в своем интервью вы отмечали, что в Барнауле набирает популярность приобретение картин как способ инвестирования. Сейчас этот тренд не теряет актуальности?

– Наоборот! Еще пару месяцев назад федеральные чиновники говорили: не покупайте доллары, рубль стабилен. Но вдруг доллар скакнул на 30–40%. И как сохранить свои деньги? В Барнауле много людей, которые покупают картины впрок, чтобы потом реализовать их подороже. Картина – это тот вариант, когда деньги не только сохраняются, но и приумножаются: произведение хорошего художника со временем только дорожает.

– Можете привести такой пример из числа алтайских художников?

– Их много: Семен Чернов, Дий Комаров, Геннадий Борунов, Николай Иванов, Михаил Жеребцов, Виктор Зотеев… Много произведений этих авторов есть у меня в семейной коллекции. И оценить их очень сложно. К тому же я не собираюсь расставаться с любимыми произведениями, которые составляют золотой фонд искусства Алтая.

– А какие алтайские художники сейчас наиболее востребованные, модные?

– Есть такие, но из этиче­ских соображений фамилии называть не буду. Потому что часто бывает так: тот, кто наиболее востребован, может допускать слабину в творчестве. Мол, и так покупают, и так сгодится. Конечно, это неправильно. Но и выбирать картину по фамилии автора – неправильно. Ее надо выбирать душой. И не наспех покупать, потому что надо срочно стенку над диваном завесить. Должна быть большая насмотренность, глубину произведений понимаешь со временем. И каждый раз картина на тебя смотрит по-новому. Покупателю всегда есть смысл пообщаться с художником – энергетика каждого художника в обязательном порядке откладывается на произведение. Я, например, по энергетике картины безошибочно могу определить автора работы.

– А по каким критериям вы отбираете картины в галерею? По именам, энергетике?

– Я чувствую, продастся работа или нет. И, когда отказываешь, художники обижаются, особенно если они твои друзья. Это очень тяжелый процесс. Но если я вижу, что работа недописана, если это очевидная самодеятельность – я откажу. Я хочу, чтобы в галерее чувствовался определенный и достаточно высокий уровень. А в противном случае у аудитории не будет ко мне доверия.

– Вы просто отказываете или советуете, как доработать картину?

– Всегда подсказываю, где ошибки. Я вообще люблю критиковать, потому что меня всю жизнь критикуют. Сначала родители, потом жена-художник и дочь-искусствовед. А теперь я говорю: вы не обижайтесь, товарищи художники, но я вас покритикую, это у нас семейная традиция.

Всему свой час

– Вы активно привлекаете в галерею художников, однако персональной выставки в вашей же галерее до сих пор не было…

– Да, галерее уже пять лет, а только летом будет первая персональная выставка. Сначала все думали, что вот по­строил я галерею – и буду теперь себя пиарить с утра до вечера. Но я считаю, что надо прежде всего привлекать к себе художников, они очень тепло к этому относятся.

– К вашей галерее тепло относятся представители власти. Они оказывают реальную поддержку вашему бизнесу?

– Да, у меня бывают все, начиная с губернатора, который иногда заходит в выходные дни. За пять лет в галерее было организовано 60 выставок, и многие из них открывали первые лица города и края. Политики и общественные деятели достаточно охотно содействуют галерее и искусству как таковому. Например, благодаря Владимиру Колганову по аренде помещения галереи мне предоставлены большие льготы. Но согласно требованию законодательства в ближайшие три года мне придется выкупать площади в рассрочку. Я пока не знаю, где брать такую сумму. Ведь речь идет о нескольких миллионах рублей, так как цена будет выставлена рыночная. Сейчас рассматривается вопрос по льготному кредитованию по программе поддержки малого бизнеса.

Также искусству помогают представители бизнеса. Так, некоторое время назад я вышел на администрацию города с инициативой установки на площади Свободы скульптурной композиции "Прощание", выполненной моим отцом Прокопием Щетининым. Эта композиция посвящена жертвам политических репрессий. Администрации города и края утвердили эскизный проект. Сейчас ведутся проектные работы. Наш земляк, известный политик Владимир Рыжков, смог договориться и убедить московского бизнесмена Александра Лебедева спонсировать выполнение данной скульптурной композиции в бронзе. Думаю, все работы завершатся ко Дню города, в августе. Работа ждала 23 года! Но, наверное, всему свой час.

– Художник должен быть голодным?

– Этот миф придумали сытые. У художника должна быть возможность творчески работать. Суриков писал "Боярыню Морозову" много лет, и чтобы в это время он безбедно существовал и спокойно работал, художника финансировал Третьяков.

– Вам важен ваш внешний вид?

– Да. Я практически всегда хожу в костюме, при галстуке. Когда чисто оденешься, появляется чувство полета. Суриков писал ту же "Боярыню…" во фраке! И потом, я же бываю в администрации, встречаюсь с определенными людьми – нужно хорошо выглядеть, а не по-простецки.

– Как вы относитесь к своему возрасту?

– Вроде бы и солидный возраст – 55 скоро. Но если раньше ощущал себя на 25, то сейчас на 27, не больше! Художник обязательно должен быть молодым душой, отчасти наивным, чтобы искренне радоваться миру, не терять близости с природой.

– У вас на все хватает времени?

– Нет, тяжело, когда много разных забот. Но встаю рано, ложусь поздно – так все и успеваю.

Что мы знаем об Анатолии Щетинине

Анатолий Прокопьевич Щетинин родился 8 июня 1954 года в семье скульптора. Окончил Барнаульский химико-технологический техникум, работал инженером-конструктором на комбинате химических волокон. Затем окончил Новоалтайское художественное училище и далее преподавал в культ­просветучилище. В свое время был главным художником Центрального района Барнаула. Анатолий Щетинин – член Союза художников России, член Центрального общества друзей Монголии. В 1995 году он открыл салон для художников, а в 2004 году основал "Арт-галерею Щетининых" – первую частную галерею в Алтайском крае.

Анатолий Прокопьевич женат, воспитал дочь. Он увлекается утиной охотой. Объясняет так: "Там расслабляешься полностью. Поохотились, сготовили шулюм, поели, выпили по чуть-чуть, у костра посидели – замечательно!"

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии