Эти шедевры мирового искусства принадлежат Марине и Денису Картополовым, рижским антикварщикам. В то время как все российские коллекционеры хранят накопленное подальше от посторонних глаз, эти двое решаются открывать экспозиции в разных городах России. Поэтому когда Марина Картополова вернулась в Барнаул за своими сокровищами, корреспондент газеты "Свободный курс" не упустил возможности выведать у нее некоторые секреты.
Надо быть шизофреником
– Среди коллекционеров немного тех, кто отважился проводить выставки.
– Почему?
– Однажды один из представителей аукционного дома "Sotheby’s" сказал, что они не могут себе этого позволить – настолько сложно и дорого. Это заявление лица компании с совершенно фантастическим оборотом. Понимаете? Но ничего, нам с божьей помощью кое-что удается.
В моем случае нет погони за деньгами. Как-то я приобрела картину нетоповой художницы. А почему, вы, надеюсь, поймете. Представьте оранжевую луну, фиолетовое небо, изумрудный пригорок и взъерошенного кота, который играет со светлячком. Подпись: "Он счастлив". Я купила.
В нашей коллекции некоторые работы просто бесценны. Например, недавно сыну предлагали 300 тысяч евро за работу Явленского. Мы не продали. Потому что за эти деньги настоящего Явленского сегодня не купить. Да и вообще, мне кажется, его нельзя продавать ни за какие деньги. Цена картины – это такой вопрос… Который рассудить сможет только история.
У меня, например, нет привычки торговаться с художниками. Поэтому без кредитов и рассрочек не обойтись. Вот самый свежий пример: приехала в Барнаул, увидела потрясающие работы Ларисы Пастушковой из индийской серии. Не смогу без них жить. Семь картин. А поверьте, они мне сейчас, ну, совершенно не ко времени: две выставки в Калининграде впереди, к тому же сын уезжает в Лондон, и его нужно на что-то содержать. Я все это понимаю, но… В общем, мы с Ларисой составили договор, по которому я буду рассчитываться с ней частями. Вот так. Да, в нашем деле надо быть шизофреником.
Под верхним слоем – Коровин
– Начало моей коллекции положила еще бабушка, – продолжает Марина Леонидовна. – После нее антиквариатом занялась мама. Потом я. Теперь вот Денис это расхлебывает. Моя вторая половина продержалась полтора года и после этого стала… чужой половиной. Достаточно сложно жить рядом с фанатиком.
Но ничего. Маме повезло с мужем, мне – с сыном. Очень многие проекты принадлежат ему, и, кстати, это он подтолкнул меня к началу выставочной деятельности. Сейчас он в Лондоне будет подтверждать свой диплом высшей школы экономики и культуры. Станет оценщиком европейского уровня.
Я в свое время пробовала писать. Даже говорили о том, что у меня талант. Но ведь к таланту нужно еще и трудолюбие. А я все-таки лентяйка. Единственное, на что хватило моего усердия – это научиться профессионально реставрировать картины. Правда, сейчас на это нет времени. Все поглощает выставочная деятельность.
Свою первую картину купила в 1978 году в скупке (при социализме хороших антикварных магазинов было мало). Это была работа невероятных размеров в дубовой раме. У картины были прострелены холст и подрамник. Я помню, даже фантазировала, что на ее фоне разыгралась красивая дуэль из-за женщины. Очень волновалась… После покупки денег на такси уже не было. Я взгромоздилась с ней в троллейбус и голосом, имитирующим бас грузчика, кричала: "Товарищи, не попортите искусство!" А потом пешком тащила ее от остановки, периодически получая дубовой рамой по ногам.
Кстати, с этой картиной произошла изумительная история. Изначально было совершенно непонятно, кто ее автор. Очень красивая роза на совершенно непонятном фоне... Я обратилась к реставраторам, они сняли с фона верхний слой, и обнаружилось, что это работа Коровина. Такая вот была радость.
Сегодня наша коллекция разрастается стремительно, каждое поколение привносит что-то свое. Скоро появится еще один каталог, в который войдут все работы.
А теперь я… собираю свое сокровище. Укладываю, волнуюсь. Не могу никому доверить эту работу, потому что так, как мы с Денисом, никто их не будет паковать. Это как при прыжке с высоты: исход зависит от того, как сложен парашют. Так вот в нашем деле примерно то же самое.
Справка
В коллекции Картополовых графика, живопись, скульптура, иконы. Точное число картин Марина пока держит в секрете. Большинство работ хранится в галерее "ID" и банках. Часть – в доме семейства и на экспозициях.
Зимой 2011 года в Барнауле планируется выставка "Святые лики" из галереи Картополовых. Это будут иконы и религиозная живопись.
Марина Картополова,
коллекционер, владелец галереи "ID" (Рига):
Школьницей я собирала марки по искусству, выменивая их на деньги с обедов и на обертки от жвачек (фанты мне в большом количестве привозил двоюродный брат). Мама была возмущена моим поведением, говорила, что я поступаю неправильно, и однажды даже пыталась восстановить справедливость. Пришла в класс и пустила мой альбом с марками, чтобы детки забрали свое. Слава Богу, они почти ничего не взяли – искусство их не интересовало.