Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Артист на лопатках. В спектакле модного столичного режиссера Барнаул увидел Веру Сотникову

Вера Сотникова - бывшая жена музыканта Владимира Кузьмина, актриса сериалов, ведущая "Клуба бывших жен" на канале ТНТ… Это все второстепенные регалии. По сути, она потрясающая женщина! Вера открыла нам дверь своей гримерки через десять минут после того, как перестала быть Айседорой в спектакле Романа Виктюка.

О спектакле

- Вы можете подобрать слово, которым можно описать этот спектакль?

- Одно - нет, дайте подумать… Пронзительный? Хорошее, правильное слово. Он так выматывает, настолько выжимает, что я сейчас смотрю на вас, и вы у меня как в тумане. На самом деле можно себя поберечь, что-то сделать наполовину. Но зрителям этого не нужно. Зрители пришли как варвары, им нужно, чтобы артист был положен на лопатки, чтобы он все свое нутро открыл. Как сказал один мой замечательный педагог, талант - это степень откровенности. И зрители очень любят, когда перед ними выкладываются: пожалуйста, терзайте, ешьте!

- Как долго приходите в себя после этой роли?

- До ресторана. (Смеется.) А во времени? Тут математически невозможно рассчитать. После спектакля сидим, разговариваем, пытаемся проанализировать какие-то куски - удачные и неудачные. Потому что при очень яркой форме, которая многослойна, есть такие мизансцены, которые говорят о чем-то. И при этом есть такой градус…

- Какая она для вас, Айседора?

- Это, конечно, сумасшедшая женщина! Очень талантливая! Сумасшедшая, экстравагантная, страшная авантюристка, очень смелая, очень сильная и также очень ранимая, очень влюбчивая. Я, конечно, была влюблена в нее. Она меня поразила, она меня потрясла очень многими качествами. Почитайте ее книжку. Это такой роман, это такое откровение о женщине! Она тако-о-о-е там пишет и не боится!

И при этом она такая самозабвенная - может себя полностью отдавать искусству. Она, наверное, с Есениным встретилась только потому, что они были одинаковы в своей жертве искусству.

О зрителе

- Вы успеваете понять, какой зритель в зале? Например, здесь, в Барнауле?

- Везде происходит одно и то же. Сначала зрители ошеломлены тем, что ничего не понимают. Потому что это действительно нестандартный спектакль. Но потом если они втягиваются, если они готовы войти с нами в эту историю, сопереживать, то они уже наши. И тогда начинается взаимодействие - мы им, они нам. И здесь это тоже произошло. Не было еще такого зала, который бы мы не взяли!

Вначале всегда очень тяжело. И это нормально. Люди думают, что это какая-нибудь литературная композиция - куда же мы попали? И Виктюк иногда говорит: "Ребята, я хочу, чтобы вначале ушли те, кому это не надо, и остались только наши". И вот когда такие рассеиваются, начинается…

Я же не сумасшедшая - совсем не отстраняюсь, когда играю. Я вижу зрителей и особенно женщин. Льют слезы, просто рыдают. И я понимаю почему. Трагическая судьба - похоронить троих детей, а потом еще и своего любимого. Она же про это узнала! И еще два года жила с этим.

О личном

- По-вашему, возможен ли долгий союз двух творческих личностей? Ведь в вашей жизни тоже были такие отношения (брак с Владимиром Кузьминым. - Прим. авт.).

- Вот они и сгорели! Трудновато - все на таком градусе. Ну, могут, наверное, какие-то люди… Но не все! Я не смогла.

- Как вы думаете, есть ли такие женщины, которым расставание с любимым идет на пользу?

- Это вы меня как в "Клубе бывших жен" сейчас спросили? Как Айседора скажу так: ничего не на пользу. Трагедия остается на всю жизнь, если ты по-настоящему был любимым. А как ведущая "Клуба бывших жен" скажу: все в пользу. И чем чаще меняем, тем лучше.

- А как понять, что пора уходить от мужчины?

- Это мы чувствуем всегда.

"Виктюк - нереальный"

- Он очень разный. Бывает и хитрый, бывает и талантливый, и милый, и жесткий. И матом ругается. По-разному. Как у любого талантливого человека. Если бы вы побывали у него на репетициях, то поняли бы, что это совершенно нереально. И он такой - нереальный артист, - рассказала Вера в интервью корреспондентам "СК". А на пресс-конференции добавила:

- У актеров Виктюка должна быть хорошая память, они должны прекрасно двигаться, иметь прекрасную координацию, быть музыкальными. Они должны быть очень чуткими. И что особенно важно в этом спектакле - уметь быстро откликаться на его зов. Виктюк с нами на сцене был всегда. И это надо было видеть! Кажется, что и сейчас он с нами здесь сидит.

Есенин. Дункан. Виктюк

"Сергей и Айседора" - тот редкий случай, когда приманкой для местных зрителей служат не столько звездные московские актеры, сколько имя режиссера. 5 февраля в Барнауле впервые представили спектакль Романа Виктюка - одного из самых известных и эпатажных театральных режиссеров России.

Сам Виктюк в Барнаул не приехал. Он очень редко бывает на гастролях со своей труппой, считая, что "ребенок, вылетевший из гнезда, должен жить своей жизнью и развиваться по своим законам". "Виктюк ставит спектакль и уходит", - сказали его артисты на пресс-конференции после спектакля.

В основе "Сергея и Айседоры" сюжет про стареющую танцовщицу и юного поэта по пьесе Нонны Голиковой "Сергей и Айседора…" с подзаголовком "Недокументальная история о любви и смерти". В роли Есенина Дмитрий Малашенко, Дункан - Вера Сотникова.

"Сергей и Айседора" - это скупые декорации, состоящие из фанерных стен и черно-белых баннеров с Есениным. Такое же фанерное окно, в котором то появляется, то исчезает Есенин, шесть угловатых табуреток… Виктюку и не нужны декорации - он работает символами, метафорами. Да и слова ему не больно нужны. Он захватывает не словами - берет музыкой, жестами, пластикой. Даже если находит правильное слово, то уменьшает его до размера телеграммы.

Театр Виктюка скорее поэтический, пластический. Да какой угодно, только не тот, что мы привыкли видеть.

С самого первого жеста, аккорда, слова спектакль вводит зрителя в транс и оставляет в нем до самого финала. На протяжении всего действия в зале тишина. Зрители будто боятся упустить даже небольшой элемент этой странной мозаики. А она начинает складываться только к середине, когда Дункан-Сотникова рассказывает про трех своих погибших детей. Есенин, по сути, стал четвертым. Тоже любимым и тоже погибшим.

После спектакля актеры с хитрой улыбкой спрашивали: "Ну как вам?" - будто уже заранее знали ответ. И удовлетворенно улыбались, услышав обычное: "Сначала непонятно, а потом втянулись".

И когда зрители аплодировали в конце, они аплодировали не артистам - они аплодировали себе. За то, что смогли досмотреть, за то, что попытались понять. И порадовались, что им показали не очередную дешевую антрепризу с играющими вполсилы "звездами", где все действие крутится вокруг кровати. Все-таки театр Виктюка - это искусство, а уже как к нему относиться - личное дело каждого. "Главное, что увиденное заставляет думать", - говорили зрители, выходя из зала.

Искусство Виктюка, действительно, понятно далеко не всем. Кому не нравится постановка, тот просто уходит, громко хлопая креслом. В Барнауле на это никто не осмелился.

Олег КОПЫЛОВ и Анна ВАЛЬЦЕВА.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии