Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Авто(р)стопщик Алексей Федяев рассказал барнаульцам о путешествиях, блогах и поклонниках-друзьях

Интервью с авто(р)стопщиком

26 июля в Барнауле прошла встреча с автостопщиком, поэтом и блогером Алексеем Федяевым. Корреспонденту "Культпохода" удалось встретиться с гостем перед его выступлением. В интервью автостопщик рассказал, что для него значит Барнаул, почему не записывает истории из путешествий и как превращает своих поклонников в друзей.

Ты заявляешь себя как авто(р)стопщик. В какой момент пришло в голову, что ты хочешь этим заниматься?
— Такие занятия не приходят в голову просто так. Это происходит постепенно. Я впервые поехал автостопом в 2013 году, и тогда это было маленькое путешествие. Я просто проверял свои силы. Хотелось узнать, правда ли люди могут помочь? Оказалось, правда. Впоследствии я только наращивал масштабы путешествий и дополнял их другими своими интересами. Решил, что хочу выступать в городах, где бываю. Так в автостопе появилась буква "р". Я не стендапер, никогда не выступал в этом жанре, но это ближе всего к тому, что делаю. Я рассказываю забавные истории, чудаковатые, странные и задорные. Мне не хотелось вести трэвел-блоги, но было желание что-то рассказать о городах, где я бываю. Не очень понимаю формат трэвел-блогов, по сути, это личный дневник и рефлексия. Сделать из этого то, что будет интересно другим людям, крайне сложно. Я так не могу. Мне нужна история. Мой "бложик" — о городских пространствах. Я путешествую не в формате туриста, который фотографируется на фоне достопримечательностей, а смотрю улочки, выискиваю детали, мелочи. Иногда бывает, что я даже горожанам открываю глаза на их город. Это граффити, вывески, надписи — такие своеобразные следы человеческого пребывания в городе.

Почему "бложик", а не "блог"?
— Потому что при слове "блог" у меня возникает в голове Блок. А если серьезно, я не могу назвать себя блогером, потому что веду страницу нецеленаправленно. Я вот такой "бложист". С иронией отношусь к этому. Кстати о блогерах. У нас в русском языке принято писать "блогеры" с одной буквой "г", а я не люблю этого. Я учитель английского языка по образованию, и в иностранном языке это слово пишется именно с двумя буквами "г". Поэтому если вам не нравится блогер в таком написании, то давайте называть его "блогёр" — и получится русское слово. Можно вообще другое слово создать: взять корень "блог" и придумать "бложник", "блогарь", "блогист", "блоговик". А кальки нужно брать правильно.

Посетить всю Россию

Вернемся к авто(р)стопу. Получается замкнутый круг: путешествия рождают стихотворения, с которыми ты выступаешь во время путешествий?
— Нет, это совсем не так. Стихи мои мало связаны с путешествиями. В них, конечно, часто поднимается тема пути и того, на что влияет этот путь. Это не стихи о том, что я автостопщик. Такое меня раздражает. Я не пропагандирую этот стиль жизни: это просто мой способ перемещаться и собирать материал для выступлений и "бложика". Во время путешествий стихи вообще не пишутся, а вот истории, которые можно рассказать, рождаются часто. Не понимаю, зачем стендаперы рассказывают то, что известно каждому. Мои же истории хоть немного, но уникальны. Мой любимый артист стендапа — Игги Изард. Чем он мне нравится? Его выступления в первую очередь познавательны. Он говорит не о жене, метро, отношениях, а о религии, культуре, политике. Ты слушаешь, тебе смешно, но ты еще и уходишь с новыми знаниями. И я тоже так хочу. Я хочу оставлять пищу для размышлений. Поэтому не называю себя комиком, хотя у меня в выступлениях есть абсурд, мат, но все это звучит в контексте чего-то более значимого.

У тебя намечено в маршруте 40 городов. Как ты их выбрал?
— Я собирался проехать от Москвы до Сахалина и посетить всю Россию. Но когда узнал, что в стране более тысячи городов, понял, что в своем маршруте их не осилю. Поэтому придумал странный критерий "отсеивания" городов: решил посетить каждый город, где проживает больше 160 тысяч людей. Таких городов оказалось не так уж много — всего 112. Конечно, в этом числе есть регионы, в которые сложно попасть автостопом, например, север страны или западные регионы, которые не по пути "Москва-Сахалин". Конечно, будут города, в которых меньше, чем 160 тысяч человек, к примеру, Горно-Алтайск или Канск. Такие точки тоже нужны, потому что я путешествую без палаток, а проезжать маршруты в тысячу километров без остановок очень тяжело.

Не люблю растекаться мыслью по древу

Почему ты не называешь свои стихи поэзией?
— Я изначально не поклонник поэзии. Мне не хочется навешивать на себя ярлыков и брать большую ответственность. Не хочу также считать себя литератором. Смирился с тем, что я артист разговорного жанра: немножко стихов, немножко рифмы. Не люблю заниматься растеканием мысли по древу. В этом большая проблема, кажется, что я исписался. Сложно с нуля проявлять свою фантазию и сочинять истории. Вообще мне интересен формат жизнеописания. Конечно, у меня есть замашки на что-то большое, но это не толстовщина, не достоевщина, скорее, "Чемодан" Довлатова. Вот такое я бы хотел написать: о людях, о вещах, за которыми стоит целая история. Я не веду записей о людях, о том, что встречаю в пути. Пытаюсь запоминать, а потом об этом жалею. Когда записываешь, нужны какие-то художественные детали. А я такой прозаик, который не пишет прозу. К тому же, я лингвист, много думаю, как именно нужно написать.

Литература — это кропотливый труд, она требует усидчивости, а я путешественник. Иногда хочется что-то написать, но потом понимаю, что за то время, что я буду сидеть у стола, произойдет нечто важное, а я этого не замечу.

У меня был вопрос, какая из твоих ипостасей тебе ближе, но, я так понимаю, близко все?
— Я не поэт, не прозаик, не юморист и не блогер. Я что-то посередине. Рассказал об этом одной знакомой, и она посоветовала стать тамадой. И в принципе она недалека от истины. Хотя мне не хочется терять творчество.

Нет поклонников, есть друзья

Кто ходит к тебе на выступления?
— Это довольно сложный вопрос, потому что статистику здесь не подведешь. В основном, люди от 16 до 35 лет, но бывают и старше. Например, на выступлении в Каменске-Уральском были женщины довольно солидного возраста. Поначалу они расстроились, что в выступлении будет мат, но потом уже улыбались, смеялись. Ведь мат мату рознь. Я не видел, чтобы зрители уходили недовольными. Вряд ли бы они сидели четыре часа, если бы им что-то не нравилось. Я говорю понятные вещи доступным языком, и это находит отклик у любого человека, вне зависимости от пола, возраста и рода деятельности.

В одном интервью говорил, что у тебя нет поклонников, ты их сразу делаешь друзьями. Неужели так много друзей?
— Получается, что да. Это же не гастрольный тур, это путешествие, и люди, с которыми я знакомлюсь, становятся друзьями и приятелями. И я рад буду принять их в Москве. Конечно, не всех сразу и не на очень долгое время, но я готов. Да, люди дарят подарки, оставляют восторженные отзывы, но это есть в любом творчестве. Я слишком реалистично к этому отношусь, поэтому не зазнаюсь по поводу большого числа поклонников. Это мои друзья.

Бывали ли случаи, когда аудитория начинала раздражать?
— Естественно, бывали. Но из таких ситуаций нужно уметь выкручиваться. Я все-таки подразумеваю интерактив в своих выступлениях, а люди порой сидят, как фотообои. Иногда наоборот: люди чувствуют эту свободу общения и перебивают во время чтения стихов, что тоже неприятно. Зрители должны понимать, что не следует перетягивать одеяло на себя.

Священная усталость

Ты общаешься с другими поэтами?
— Общаюсь, но не целенаправленно. Я был участником проекта "Бабушка Пушкина", и там зародились многие знакомства. Поэт поэту рознь: можно быть на одной волне, а можно не найти общего языка. Конечно, бывают случаи, что человек пишет не очень классные стихи, но ты все равно с ним дружишь. Бывает и так, что талант превращается в снобизм. Когда человек живет своим тщеславием и высокомерием, уже неважно, какие стихи он пишет.

Чем успел запомниться Барнаул?
— В Барнауле я нахожусь всего пару часов, поэтому сложно сказать. Отметил, что, по сравнению с Новосибирском, город низенький, чувствуется пятиэтажность. Один прикольный плакат сфотографировал, но пока это все. Пока был в Новосибирске, переделал песню Газманова "Есаул": "Барнаул, Барнаул, что ж ты бросил коня".

Бывают моменты, когда унываешь настолько, что хочется все бросить?
— Они быстро проходят. Либо находятся люди, подобравшие нужные слова, либо сам себя мотивирую. Иногда вспоминаю план годовалой давности, что во время поездки по стране нужно было сделать это и это, а не получилось. И унываю. То же самое испытываю, когда вспоминаю о возвращении домой.Обычно в путешествиях фразы "Я устал" и "Я хочу домой" синонимичны. А у меня не так. Я устал, но домой не хочу. Мне просто нужно отдохнуть.

Барнаул — это мой экватор. Такой личный рекорд. Если честно, у меня ощущение, что я покорил Эверест. Я проехал половину пути, и впереди еще столько же. Но за эти почти три месяца я приуныл только три раза. Иногда разочарование возникает от другого. Вот я стою и два часа жду на трассе машину, а меня никто не подвозит. Но есть люди, которые намного дольше ждут. Так что категоричного разочарования никогда не бывает. Я устал, но это священная усталость, ради которой и отправился в путешествие.

Справка. Алексей Федяев — поэт, призер телепроекта "Бабушка Пушкина" на канале "Москва 24". Путешествует по России автостопом с 2014 года. Выступает в городах с ироничными стихами и историями о путешествиях.

Текст: Мария Криксунова.
Источники фото:
www.vnd12.ru и антикафе "Три кита".

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter