- Вам приходилось когда-нибудь бывать в таком театре, как МТА?
- Действительно, сегодня в России практически не осталось таких помещений, во всяком случае я не могу вспомнить - и даже в маленьких городах, не только в областных центрах. Такое разрушенное здание...
Для меня это очень странно, потому что, например, в городе Лысьва Пермской области новое здание театра построили. По последнему слову техники губернатор Полежаев построил новое здание в городе Тарра Омской области. Я не говорю об областных центрах, о крупных городах, к которым относится Барнаул, где практически нет театров такого уровня, как МТА.
- Что вы имеете в виду, когда говорите "театр такого уровня"?
- Ну, все-таки этот театр знают в России, он участвует в фестивалях, он много экспериментирует, его возглавляет известный артист Валерий Сергеевич Золотухин, которого знает вся страна. Здесь много всяких экспериментальных попыток понять современный театр, современные движения, здесь ведется работа с молодыми режиссерами...
Я сам привозил МТА на "Реальный театр", видел на других фестивалях - все равно он существует на театральной карте России, чем могут похвастаться очень немногие театры. Потому что театральная ситуация в России не самая благоприятная, и то, что МТА удается держать серьезный уровень и выпускать что-то новое, это дорогого стоит.
- Как вы оценили спектакль "Прекрасное далеко"?
- Приглашение молодого режиссера, молодого драматурга в театр - это всегда риск. (Режиссеру Мите Егорову 27 лет. - Прим. ред.) Но риск здесь оправдался. Пьеса очень интересная, замечательная режиссерская работа, и работа актеров, и художника. Создан ансамбль, молодые вошли туда на равных, артисты с опытом как-то сумели найти какие-то свежие ноты, свежие темы...
Мне кажется, это очень интересная работа, и я вижу, как смотрит и переживает зал, насколько эмоционально проходит спектакль и как "закачиваются" артисты... Видно, что они любят спектакль и понимают, что в нем происходит. Видно, что молодой режиссер воодушевлен тем, что он сделал. Так что, мне кажется, это удача, театральная удача.
Интересный спектакль и "Ревизор" - ну, там не все однозначно... Важно, что театр не боится экспериментировать, и жалко, что местные культурные власти - и некультурные власти - этот театр не навещают.
- Вы можете сказать, каковы шансы спектакля попасть на "Золотую маску"?
- Не могу*. А мой фестиваль, "Реальный театр", проходит раз в два года. В следующем году его не будет. Но, надо сказать, если бы я увидел спектакль "Прекрасное далеко", я бы его на свой фестиваль взял - вне всякого сомнения.
- Как выглядит Барнаул на театральной карте России?
- На театральной карте России Барнаул есть, а, например, Нижний Новгород только появляется. Нижний Новгород - двухмиллионный город, но там только-только появляются спектакли, на которые можно обратить внимание. А Барнаул уже много лет достаточно стабильно заявляет себя на разных фестивалях, на разных уровнях, и на "Сибирском транзите", и на других...
И Володя Золотарь, и те ребята, которые у вас ставят, - это все известные в России режиссеры. И я опасаюсь, что Золотаря у вас скоро украдут - просто украдут. Если к нему не будет проявлено серьезного внимания, если ему не окажут помощь... И Молодежный театр, я думаю, только усилиями Татьяны Федоровны держит уровень серьезного театра, театра в поиске.
- Насколько справедливо утверждение, что настоящее театральное искусство сейчас сосредоточено в Сибири, а в центральной России реализуются в основном коммерческие проекты?
- Дело в том, что театр в Сибири - это тоже... проблема. Есть замечательный омский театр. Есть театр "Красный факел" в Новосибирске. Есть отдельные спектакли в других городах.
Единственное, чем я дорожу в Сибири (а я очень много езжу по Сибири, по сути, два раза в год я объезжаю все сибирские города), это прежде всего публика, которая готова воспринимать сложный театральный текст. В сибирских городах есть люди, которые хотят смотреть сложные интересные спектакли, а не какую-то антрепризную безвкусицу. И в Сибири всегда есть хорошие артисты. Потому что в центральной России все очень быстро высасывается Москвой - сериалами и всякой другой дребеденью. Артисты туда уезжают и где-то в недрах Москвы гибнут: меняют профессию и занимаются всякой ерундой.
В Сибири есть другие проблемы, но возможность работать с хорошими артистами будет представлена всегда. И этим богаты даже маленькие города: Канск, Ачинск.... Я только что был в Улан-Удэ, там очень интересный спектакль в драмтеатре, интересно работает красноярский театр - и жалко будет, если Барнаул все-таки вот как-то...
- ...загнется.
- Да. Перестанет радовать нас тем, что здесь происходит много интересного.
- Какой спектакль за последнее время произвел на вас самое сильное впечатление?
- Магнитогорская "Гроза" в постановке Льва Эренбурга. Этот спектакль очень меня обрадовал: театр продолжается, меняет формы, дышит какими-то новыми открытиями. Это импровизации, этюды, размышления на тему "Грозы", очень глубокие, с очень хорошими актерскими работами...
Все дело в жизненной правде, узнаваемости, понимании каких-то очень серьезных глубинных процессов, которые происходят в нас, нашем сознании, нашем народе...
Я привозил этот спектакль на "Реальный театр", кроме этого, он был на фестивале в Новосибирске, Омске и так далее, приглашен на зарубежные фестивали. А это город Магнитогорск - тоже, в общем, не столица. Так что все возможно - и внимание к спектаклям, которые получились, у театральной России всегда повышенное.
- Если говорить о "глубинных процессах, которые в нас происходят", - разве могут они нас радовать? У вас нет ощущения, что сейчас как раз, как у Стругацких, "серые начинают и выигрывают" и очень мало ярких идей, ярких людей, - время троечников?
- Вы знаете, я так не очень считаю, потому что за последние годы Россия стала по-другому себя ощущать, и за последние годы как раз появились люди, которые достаточно успешно и на "отлично" занимаются своим делом.
Другое дело, что проблемы культуры, к сожалению, отошли на второй план. А те люди, которые сейчас у власти, как раз обладают хоть какой-то культурой, потому что они воспитывались в то время, когда культура все-таки была в определенном положении.
Потому что возможность широкого кругозора, умение быстро принимать решение, и самоощущение себя, и умение контактировать, говорить, оценивать ситуацию в нас воспитывает как раз культура, культура в широком понятии. И люди, которые ходят в театр, которые привязаны к театру, лучше понимают других, лучше взаимодействуют, у них просто успешней складывается карьера. Об этом пишут уже лет двести.
И будет очень жалко, если этот уровень упадет, если внимание к культуре еще больше ослабнет - вот тогда как раз появятся троечники
Роман Должанский: "Позор для вашей администрации"
"Когда я впервые перешагнул порог вашего театра, словно сработала машина времени - давно уже нет нигде таких ужасных условий в театрах, а особенно в детских. Давно прошли для нашей страны тяжелые времена, и такое плачевное материальное состояние вашего театра - позор для вашей администрации. Однако странным и чрезвычайно приятным образом после пяти минут действия спектакля "Прекрасное далеко" я понял: то, что я вижу на сцене, современно, и абсолютно не важно, что это Барнаул, а не Токио или Берлин. Для меня явилось чрезвычайно отрадным фактом, что я увидел прекрасного, редкого зрителя, сосредоточенного на современной пьесе. И на "Ревизоре" уровень театральной культуры достаточно высокий".
Звездная команда критиков: кто оценивал спектакли МТА?
Надежда Таршис (СПб) - театральный критик, кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Автор книг по истории театра.
Евгения Тропп (СПб) - театральный критик, редактор "Петербургского театрального журнала".
Олег Лоевский (Екатеринбург) - член экспертного совета Национальной театральной премии "Золотая маска", основатель (в 1987 г.) и художественный руководитель Всероссийского фестиваля "Реальный театр", лауреат Международной театральной премии им. К.С. Станиславского.
Роман Должанский (Москва) - член Президентского совета по культуре. Председатель экспертного совета Национальной театральной премии "Золотая маска" в 2003-2004 гг. С 1998 г. - арт-директор фестиваля NET ("Новый европейский театр"). Театральный обозреватель газеты "Коммерсантъ".