Барнаул 6°C
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Барнаул услышал мировой джаз от Паулетт МакВильямс

Они приехали в город за два часа до начала концерта: американская джазовая дива Паулетт МакВильямс и новосибирское трио Алексея Пыстина 5 июня выступили в краевой филармонии. На репетиции она смеялась, встряхивая черными косичками-дредами и поправляя широкий бежевый палантин.

Концерт Паулетт МакВильямс.
Концерт Паулетт МакВильямс.
Олег Богданов

— Вот сейчас расскажу про Паулетту, — начинает Алексей Пыстин нашу беседу. — Это потрясающая девушка! Она работала со звездами мирового уровня: Дэвид Боуи, Уитни Хьюстон, Селин Дион. Про Куинсли Джонса, создателя звездного бигбенда, продюсера Майкла Джексона, с которым Паулетт в 1975 году начала сотрудничать в качестве солистки, можно сказать отдельно: иметь дело с таким человеком — значит постоять на сцене со всеми, кого только можно было придумать.

Потрясающая девушка тем временем демонстрирует нашему фотокору на экране смартфона домашний концерт своих четырех- и семилетней внучек: взявшись за руки, малышки поют мелодию на английском.

— Безумно люблю их и скучаю, — растроганно признается певица, подпевая внучкам бархатным голосом.

В этот вечер она блистала на сцене, очаровывая публику волнующим звучанием джаза и искренними эмоциями. Это уже девятый приезд Паулетт в Россию. МакВильямс с трудом перечисляет названия городов, где проходили ее выступления: Петрозаводск, Ангарск, Пермь, Липецк, Норильск…

Концерт Паулетт МакВильямс.
Концерт Паулетт МакВильямс.
Олег Богданов
— Сейчас у нас небольшой тур — всего пять концертов. Мы сопровождаем Паулетт только в поездках по Сибири, — говорит Алексей Пыстин. — За пределы региона, скажем, в Екатеринбург попасть уже гораздо сложнее — филармонии предпочитают принимать гостей из Москвы, а не из какого-то Новосибирска. К тому же в восьмидесяти случаях из ста все, что связано с джазом, коммерчески невыгодно.

— Даже менее выгодно, чем, скажем, классика?

— Конечно, конечно! Джазменам из Штатов часто скучно играть на сцене с рамочными, воспитанными на классической музыке русскими. Этим отчасти объясняется низкая популярность джаза в нашей стране. Для американцев джаз — часть их культуры, его играют и на большой сцене Карнеги-холла, и в тысячах музыкальных кафе Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Чикаго и других даже маленьких городов.

А в России заведений, где музыканты могли бы заниматься творчеством, ничтожно мало. У нас джаз выполняет обслуживающую роль — люди в кафе приходят, чтобы есть, пить и развлекаться. Хотя сегодня у джазовых музыкантов в нашей стране есть возможности, о которых в 80-х я и мечтать не мог: о том, например, что буду играть с людьми, которые лично стояли на одной сцене с Эллой Фицджералд.

— Когда вы выступаете со звездами джаза, как правило, нет возможности длительных репетиций перед туром. Как формируете концертную программу?

— Больше всего нервничать приходится не перед концертом, а как раз перед первой репетицией. Нам заранее присылают ноты, обговариваем номера по телефону. Хотя с вокалисткой Мэнди Гейнс, с которой мы приезжали в Барнаул в феврале, ситуация получилась жуткая — партии, которые нам прислали, оказались не в той тональности, пришлось менять их за час до концерта. Но у нас в отличие от классических музыкантов есть преимущество — джаз всегда исполняется не так, как он написан, поэтому номер сразу становится наполовину авторским.

Сибирь — столица джаза

— С 2009 года в новосибирской филармонии проходит международный фестиваль «СибДжазФест», — рассказывает Алексей Пыстин. — В прошлом году на фестиваль приезжал сам Джон МакЛафлин — гитарист, на которого молится весь джазовый мир. Приехали восхитительные вокалистки из США Триша Бутте и Ада Дайер — организаторам удается собирать в Новосибирске по-настоящему звездные составы.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter