- Владислав, расскажите историю появления Вашего имени в лонг-листе премии "Дебют".
- Начнем с того, что в 2008 году я уже попадал в "длинный список". В году нынешнем мне пришло письмо от организаторов с приглашением принять участие в конкурсе. Я решил воспользоваться этим предложением, тем более что за прошедшие два года у меня появилось несколько новых рассказов, и представил свои работы на суд жюри "Дебюта".
- "Длинный список" в номинации "Малая проза" состоит из 27 человек. Вы не знаете, из скольких претендентов были выбраны эти имена?
- В этом году – не знаю. В 2008 году было выбрано 28 авторов из 50 тысяч заявок. Да, и из лонг-листеров "Дебюта" составляется ежегодный список "Сто лучших молодых писателей России".
- А какие рассказы вошли в Вашу подборку в этом году?
- "Роза", "Василиск" и "Падение Угарита". "Роза" - рассказ по воспоминаниям моей бабушки, он был опубликован в журналах "Барнаул литературный", "Урал", в "толстом" журнале "Журнальный зал". "Василиск" и "Падение Угарита" - это такие экзистенциальные притчи.
- Будет ли следующий этап – "шорт-лист"?
- Ну, определенный интерес, конечно, это у меня вызывает… В октябре мне пришлось сделать выбор между поездкой в Липки - там проходит семинар молодых писателей - и поступлением в аспирантуру в пользу последнего. Сейчас сдаю вступительные экзамены, два уже сдал, остался только иностранный язык. Поступаю в аспирантуру к Светлане Андреевне Ан, на кафедру философии и культурологии. Но в декабре (7 декабря состоится торжественное чествование лауреатов премии – М.М.) мне бы очень хотелось побывать в Москве, пообщаться со своими знакомыми, завести новых… Поэтому надеюсь попасть в шорт-лист.
- Филологи хорошо понимают, что поэт – не профессия, а скорее мироощущение. Определение "писатель" уже из сферы профессиональных дефиниций. Планируете для себя будущее писателя?
- Есть некоторые предложения, нет, скорее предположения, со стороны московских литераторов, чтобы я серьезно занялся писательской деятельностью. Я потихоньку готовлю роман, планирую послать его некоторым моим знакомым – может, помогут с его изданием. С Александром Иличевским в данный момент поддерживаю связь – это московский писатель, лауреат "Букера".
Меня на данный момент больше интересуют публикации в толстых журналах, сотрудничество с московскими литераторами.
- Чем вызван интерес к мифологии? Он у Вас в рассказах очень отчетливый…
- Просто меня с детства больше всего увлекали мифы, сказки, фантастика. Но потом я сконцентрировался на мифах, потому что фэнтези и приключенческая фантастика всегда опираются на мифологию, за исключением банального эпигонства. Меня все больше увлекала мифология, в руки попадали интересные издания Российской академии наук, сборники, переводы. Так я окончательно утвердился в своем выборе.
- После прочтения рассказа "Крысы" у меня осталось такое послевкусие, жутковатое что ли… Не фобии ли авторские там реализованы?
- Рассказ "Крысы" написан под впечатлением от общения с определенными людьми. Мне довелось разговаривать с рабочими людьми из Чарышского, Усть-Канского районов, которые действительно сталкивались с такими жуткими вещами. Запомнился рассказ одного дальнобойщика о том, как ночью крысы отгрызли ему пальцы. Это яркое воспоминание меня зацепило, и выстроился сюжет, который к истории этого дальнобойщика не имеет прямого отношения. Дальше все придумалось само. Что касается фобий… У большинства моих текстов достаточно мрачное настроение. Главный мой страх – перед одиночеством, его и реализую, наверное.
- Давайте напоследок – две мечты Владислава Пасечника: одна – приземленная, реальная, конкретная, другая – утопическая, затаенная.
- Ну, наверное, так: приземленная моя мечта – опубликовать хорошую, интересную книгу, а возвышенная – ее написать.