Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Барнаульский писатель Анатолий Кирилин негативно отозвался в "Литературке" о лауреате Всероссийской премии "Дебют" Владиславе Пасечнике: "Что нам не гоже"

На сайте "Литературной газеты" появилось мнение алтайского писателя Анатолия Кирилина, озаглавленное "Что нам не гоже" (рубрика "Литпрозектор"). Анатолий Владимирович высказался о барнаульце Владиславе Пасечнике, который получил Всероссийскую литературную премию "Дебют", победив в номинации "Крупная проза". Напомним, что в ноябре 2011 года Владиславу присудили победу за историческую повесть "Модэ".

Анатолий Кирилин,
писатель:

Встречай, страна, новых героев! Свершилось! Алтай празднует первую победу своего земляка в номинации "Крупная проза" Независимой литературной премии "Дебют". Вот официальные сообщения: "…состоялась церемония вручения литературной премии "Дебют". …победу в номинации "Крупная проза" одержал Владислав Пасечник из Барнаула. Ему присудили премию за повесть "Модэ", написанную в жанре исторической прозы: действие повести происходит во времена татаро-монгольского ига.

"Сегодня в театре "Новая опера" жюри премии "Дебют" в составе: Николай Коляда (председатель), Мария Арбатова, Андрей Аствацатуров, Олег Дивов, Сергей Николаевич, Вадим Месяц – определили лауреатов Независимой литературной премии "Дебют" 2011 года".

"По каждой номинации жюри принимало трудное решение. Главными критериями были не только талант и перспективность, но самостоятельность автора, его творческая свобода от литературных трендов. Почти по всем номинациям лауреаты определены преимуществом в один голос".

Нетрудно было представить, как взовьётся местная пресса. Владислав Пасечник – гордость и наше "всё" последующее. На долгие годы. В этом можете не сомневаться.

Как вы уже прочли, главный критерий – творческая свобода авторов от литературных трендов. Понятен замысел, господа! Слово чужое и многим здесь маловнятное использовано неспроста: нельзя же отменить традицию, школу, законы литературы, наконец, зато можно обойти этот самый тренд. Уже слышу многоголосый шум: а что это такое – законы литературы? А где это вы видели, чтобы искусство развивалось вообще по каким-то законам?!

Всё бы ничего, но, увы, читал я это произведение победителя. И не просто пробегал текст – должен был вчитываться по обязанности руководителя семинара молодых авторов. Вот не поверите – там вообще ничего нет. Какие-то бои кого-то с кем-то – все герои и племена неразличимы, невозможно проследить путь их по сюжету, потому что они напрочь лишены индивидуальных черт. "Аватар" какой-то, только без картинок и портретов. Кто, за кого, зачем? – абсолютно непонятно.

Ах, это монголо-татарское иго, а я-то, читая, никак не мог понять, о каком периоде речь. Вдруг в ткань повествования врывается археологическая партия сего дня, которая, как надо понимать, занимается исследованием того периода, о коем повествует автор в своей главной сюжетной линии. И опять – всё неразличимо, текст существует сам по себе, ничто не соединяет нас с прошлым. Какое-то новое убранство комнаты, когда неохота переклеивать обои, а можно пригласить друзей, и они наляпают на стенах чего повеселее – прикольно!

Если учредители и устроители конкурса и премии хотели отвратить авторов, а заодно и читателей от настоящей литературы, то им это вполне удалось. Не знаю, в чём ещё, кроме уходов от "трендов", заключалась задача членов жюри и их хозяев. Потешки, во всяком случае, вам, господа, устроить удалось. Повторюсь, ничего менее вразумительного и беспомощного, чем повесть (у нас на семинаре произведение называлось романом) "Модэ", я давно не встречал. Кстати, после обсуждения, где все участники отозвались о романе однозначно – попросту разнесли его вдребезги, – автор поблагодарил товарищей и сказал, что он уже возил своё творение за пределы родного региона и получил там точно такую же оценку.

Но тут Москва – тут уже не с кем спорить. Предвижу восклицания: а вы-то там в провинции – душители всего нового, свежего, прогрессивного!.. Только вот, сколько ни "душим", удушаемые живут более чем привольно, расцветают махровым цветом и давно уже своей массой превзошли "душителей". Так что насчёт их живучести можете не беспокоиться. И за "свою" литературу, далёкую от настоящей отечественной словесности, пока что можете быть спокойны. Долгие годы понадобятся, чтобы исправить возделанную вами новую литературную ниву, чтобы вылечить, выправить и поднять в здоровый рост больные, отравленные всходы. Увы, переживаемая сегодня всей нашей страной деградация человеческого потенциала приобретает всё более угрожающие масштабы, и, разумеется, она не может обойти ряды творцов и их судей.

Интересно всё-таки: а судьи кто? Две фамилии из жюри известны многим, в первую очередь – председателя, Николая Коляды, известного театрального режиссёра, драматурга, лауреата множества премий. Мало знаком с творчеством названного мэтра. Заглянул в его блог, отметил замечание автора, что после его спектаклей остаётся очень много грязи. Прочитал пьесу "Куриная слепота" и подумал: чтобы собрать великое количество грязи, совсем не обязательно городить декорации. Истерика большинства героев, что их обманула жизнь, что они обречены пребывать в дерьме, пронизывает всё произведение. Одна из журналисток Екатеринбурга, родного города драматурга, написала: "Если говорить о глобальном принципе российской жизни, освоенном в драматургии Николая Коляды, то это принцип тотального насилия… Зло в пьесах Коляды настолько передозировано, настолько зашкаливает температуру чувств героев, что творимая на сцене "суровая правда жизни" воспринимается как нелепая сказка о нелепом человеке…"

Судьи, учителя, оценщики – если и не главная суть нашей жизни в них, то, безусловно, важная. Они постигали разные науки у различных учителей, и, конечно же, каждому на жизнь достался свой кусок мерзости. Кто-то сумел справиться с ней, растворить в своих добродетелях, а другой нашёл в себе силы лишь для того, чтобы вернуть её миру.

Справка

Анатолий Кирилин родился в Барнауле в 1947 году. После окончания средней школы (1966) работал корреспондентом краевого радио, после службы в армии - на телевидении. В начале 1990-х гг. - корреспондент, ведущий и директор популярной независимой телекомпании "ТВ-Сибирь". Заочно окончил филологический факультет Барнаульского государственного педагогического университета. Первый рассказ опубликован на страницах "Алтайской правды" в 1980 г. А. В. Кирилин - участник 8-го Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве (1984), на котором его рассказы получили высокую оценку известных мастеров слова, а сам автор - рекомендацию в члены Союза писателей СССР. Творчество А. Кирилина динамично. Повесть "Чужая игра", созданная в середине 80-х гг., в конце 90-х гг. получает практически новое содержание. Три повести: "Человек играющий", "Через игрока", "За Синей горой" - автор объединил в роман "Под знаком Творца". Повесть "Место под солнцем" впоследствии вышла под названием "Родня и родина". Лауреат премии журналистского конкурса, объявленного краевым фондом поддержки Президента РФ (1993), премии им. В. М. Шукшина (1999), премии главы администрации г. Барнаула (2000), премии Алтайского отделения Демидовского фонда (2003), премии главы администрации Алтайского края за лучшие творческие работы журналистов (2005). Награжден медалью "Защитнику свободной России" (1991). Член Союза писателей России с 1988 г.

Справка

Владиславу Пасечнику 23 года. Он родился и живет в Барнауле. Аспирант филологического факультета АлтГПА. Прозу начал писать в шестнадцать лет. В 2006 году состоялась первая публикация – рассказ "Полоцкий Див" в журнале "Барнаул". В 2008 году Пасечник вошел в лонг-лист премии "Дебют" в номинации "малая проза" с рассказом "Друг", в 2010 году – в лонг-лист в той же номинации с подборкой рассказов.

Справка

Премия "Дебют" учреждена Гуманитарным фондом Андрея Скоча "Поколение" в 2000 году. В этом году премия вручалась в двенадцатый раз. Организаторы повысили предельный возраст участников – с 25 до 35 лет. В лонг-лист премии включают сто произведений, в шорт-лист – по три в каждую из шести номинаций.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter