Бывало ли вам когда-нибудь одиноко? Одиноко настолько, что боль от собственной ненужности и непонимания уходит, оставляя безразличие ко всем, всему и вся? Настолько, что любые попытки пробиться за эту вашу китайскую стену одиночества заранее обречены на провал? Говорят, что чаще именно такое одиночество посещает женщин.
Барнаульский драматург и психиатр Александр Строганов написал и поставил пьесу о женском одиночестве. 25 и 26 марта состоялись премьерные показы спектакля "Долгая жизнь дождя" на камерной сцене театра драмы. Как и предыдущий спектакль "Якутия", где Строганов выступал как режиссер и драматург, новая постановка оказалась интересной и необычной. Но, в отличие от "Якутии", слишком вычурной и непонятной.
Некому разогнать тучи
Одинокие дамы заводят собак,
Одиноким мужчинам милей тараканы.
Одиноких мошенников манит в кабак,
Одинокий таксист не бывает не пьяным.
Александр Строганов показывает нетипичное женское одиночество - здесь нет никаких маленьких собачек, слез в подушку. Главная героиня, Надя Растопчина (Галина Зорина), окружена мужчинами, ее навещает дочь. Богатый старик-сосед зовет замуж, бывший супруг хочет вернуться в семью, имеются молодой восторженный любовник и взрослый серьезный ухажер. У Нади бодрый голос и настроение. Другое дело, что за окнами ее квартиры вечно идет дождь. И, несмотря на семью и ухажеров, рядом с ней нет никого по-настоящему сильного и близкого, кто бы мог разогнать тучи. Мнимый оптимизм в финале превращается в трагедию. Монолог о мужчинах Галина Зорина читает так, что становится страшно за нее, и еще за себя - вдруг в будущем и меня ждет такое?!
"Сейчас безумное количество женщин одиноки. И дело не в том, в каком статусе они находятся - замужем или не замужем. Кто в этом виноват? Озлобленные женщины? Недостойные мужчины?" - размышляет автор. "Одиночество не зависит от наличия людей в твоей жизни и от того, какого ты пола", - говорит балетмейстер и актер Александр Шубин. Отметим, что и другие герои пьесы одиноки:
Коллективная, в принципе, трагедия - неумение нескольких людей стать ближе, найти свою половинку - разворачивается под музыку Александра Корчагина, известного как музыкант Slush (Саша писал музыку и к "Якутии"), Баха и Моцарта. Хороши образы Пеликана (заслуженный артист России Алексей Самохвалов), Растопчина (Михаил Переверзев), Ларкина (Виталий Махов) и Ласкина (Дмитрий Голубев). Действо происходит на черно-красно-белом фоне - в такие цвета раскрашены костюмы героев и оформление сцены. Манекен, красные и зеленые яблоки, мужской зонт - слишком много символов, смысловых пластов. Мало текста, много пластики. Использование приема повтора актерами одних и тех же фраз слишком напоминало "Якутию". Зритель не мог уследить сразу за всем, все понять и проанализировать. "Строганов восторжествовал в желании быть или слыть оригинальным, пластика не заменила слово", - прокомментировал один из завзятых театралов.
Кто побреет брадобрея?
Одинокий старик в телевизор глядит,
Одинокая девочка сопли рифмует,
Одинокий развратник с кем попадя спит,
Одинокий бродяга проспектом дрейфует.
"Работать с Александром Строгановым интересно и сложно, - говорит Александр Шубин, который играет и в "Якутии".- Он создает свои постановки, как музыку, как по нотам". Возможно, в этот раз композитору просто не хватило рук - драматург решил на этот раз выступить не только как режиссер, но и как сценограф. То есть руководил всей постановкой один. И не мог отстраниться, посмотреть на спектакль со стороны.
Возможно, в премьерные дни сработал закон второго спектакля. "Долгая жизнь" - это второй спектакль, который поставил сам Строганов в рамках своей творческой мастерской. До этого в драме поставили еще "Лисицы в развалинах", а вообще пьесы Александра идут на сценах лучших театров Москвы, Риги и Праги. "Надо было оторваться от того опыта, прийти к чему-то новому, к тому же в "Дожде" занято больше людей, чем в "Якутии". Работать труднее", - размышляет автор.
Оригинальные, нестандартные постановки всегда создаются нелегко. И становятся безупречными не сразу. Обычно после десятка-двух показов спектакль освобождается от лишнего, мешающего, органично. Так, как бабочка от кокона. Уже сейчас критики и зрители говорят, что у "Долгой жизни дождя" будет долгая творческая жизнь. Хотя бы потому, что еще никто не придумал средства от одиночества:
А поэт и художник всегда одинок,
И творит, и спивается в полной пустыне.
Ну, бывает, спасет телефонный звонок.
Ну, бывает, на пару к скамейке пристынет.
P.S. 12 апреля в театре драмы можно будет увидеть спектакль по пьесе Александра Строганова "Якутия", 24 апреля - "Лисицы в развалинах". "Долгую жизнь дождя" теперь покажут только в мае.
В материале использовано стихотворение Натальи Николенковой.