Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Большая кладовка. Как делают и где хранят реквизит в Алтайском театре музкомедии

Барнаульская театральная весна в этом году полна интересных премьер. Недавно театр музкомедии представил "Цыганского барона", а с 19 апреля нас ждет веселая и непредсказуемая комедия положений "Одолжите тенора!". В репертуаре театра 24 постановки, и для каждой есть свой реквизит. Корреспондент "Афиши.Алтапресс" побывал там, куда посторонним обычно вход закрыт.

В небольшой комнате повсюду стеллажи с коробками, в которых тысячи вещей для сцены. Здесь же парчовые кресла, винтажные диваны и самые простецкие стулья. С потолка свисает сапог, на жердях сидят розовые летучие мыши, к стене прислонен большой распахнутый веер.

"На каждый спектакль – отдельная полка для реквизита, – рассказывает заведующая реквизиторским цехом Вера Нагайцева. – Вот здесь, например, вещи для "Баядеры", а здесь для "Ползунова". Некоторые постановки, такие как "Амадей", занимают три-четыре полки. Все это мы каждый день относим то в малый зал, то в балетный класс, то на сцену. По завершении репетиции реквизит возвращается сюда, а вечером мы вновь "заряжаем сцену": расставляем бутафорию и раскладываем реквизит.


Помимо этого помещения есть два больших цеха в подвале, но места все равно не хватает. И это при том, что все размещено как можно компактнее, даже стулья висят под потолком. Во время спектакля актеры забегают сюда же, в реквизиторскую, где их переодевают и гримируют. В это время, говорит Вера Васильевна, здесь не протолкнуться. Удивительно, что в такой суматохе все вещи всегда под рукой.

"Мы ведем журнал, в котором перечисляем что где лежит. Вот, например, спектакль "Браво, конферансье!": в портале – листы бумаги, карандаши, гипс, перед порталом — скамейка. Сегодня я записала, что на сцене две подушки слева, кушетка и вешалка. Такие записи упрощают поиск, ведь за время репетиции вещи перемещают, и не один раз".


На репетициях хороший реквизит стараются не использовать, он и без того быстро изнашивается. Например, белые стулья уже посерели, на одном из диванов отклеился витой шнур, а у изящного кувшина местами потрескалась краска.

"Все вещи мы осматриваем за день до спектакля. Что-то чистим, пылесосим, протираем, что-то относим в цех на ремонт. На днях, например, в поросенке из "Цыганского барона" сломалась спрятанная в корпусе гоночная машинка, благодаря которой поросенок может бегать. Колеса часто подводят, особенно мебельные. Вот, скажем, кушетка, на которой умирает Джульетта. Вот она умерла, а колесо у кушетки заклинило. Пришлось актерам мертвую Джульетту за кулисы на руках выносить. И хотя наши мастерицы делают качественный реквизит, современные материалы все равно подводят. Зато ружья деревянные с советских времен служат, почти в каждом спектакле «стреляют». Бывает, актеры что-нибудь приносят. Сейчас, к примеру, дамские сумки собираем, только на «Баядеру» десять штук нужно".


Среди раритета – шпаги, кресло Травиаты и деревянный узорчатый сундучок. Интересно, что шпаги держали в руках фехтовальщики, которые учили актеров обращаться с этим холодным оружием, а кресло до сих пор хранит следы былой роскоши: его золотисто-розовая обивка за 30 лет почти не затерлась. Сундучок же и вовсе прибыл из другого города.

"Мы как-то возвращались с гастролей и остановились в одном городе, не помню в каком. Вся труппа обедать отправилась, а я увидела в палатке со старыми вещами сундук и буквально вцепилась в него. Но торговец такую цену заломил! Я тогда к нашему режиссеру, с ним снова к палатке. Вдвоем торговались до последнего, вместе и несли покупку".


Есть в реквизиторской уголок истории – одна из стен заполнена черно-белыми и цветными фотографиями, которые собирали лет 30. На снимках запечатлены прежние и нынешние актеры театра. Кого-то из них уже нет в живых, кто-то переехал в другой город, а кто-то работает и по сей день.

"Однажды моя подруга, балерина, танцевала в оперетте "Цыганская любовь". Вот она кружится-кружится, прыгает, летит-летит и… упала в оркестровую яму на виолончелиста. Пробежала всю яму, выскочила на сцену из-за кулис и продолжила танцевать. Зрители ничего не поняли – был полумрак. А музыкант так и остался стоять с открытым ртом и порванной струной". Фотография этой балерины наверняка висит среди других. Это тоже история театра.


Факт
Среди спектаклей, в которых используется наибольшее количество реквизита – "Скрипач на крыше", "Амадей", "Цыганский барон" и "Соб@ки". Так, на зарядку сцены для "Скрипача" уходит до трех часов. Это самый "предметный" спектакль театра.

Аркадий Шабалин.

Больше фотографий из реквизиторского цеха театра музыкальной комедии смотрите в нашем фоторепортаже.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter