11 мая открылся 69-й Международный Каннский кинофестиваль. На "Золотую пальмовую ветвь" в этом году претендует 21 лента, еще 18 — на премию "Особый взгляд". Мы выбрали среди них пять фильмов, которые точно нельзя пропустить.
Для российских киноманов главный объект внимания на фестивале — картина Кирилла Серебренникова "(М)ученик", экранизация пьесы Мариуса фон Майенбурга. В прошлом году режиссер поставил ее на сцене московского "Гоголь-центра", а потом решил снять еще и кино. В результате получилась лента о подростках, морали, проблеме религиозного фанатизма и юношеской борьбе за свои убеждения. Фильм попал в конкурсную программу "Особый взгляд", и если победит, то получит поддержку во французском прокате. Прокатчика в России "(М)ученику" пока не нашли, но увидеть новую работу режиссера можно будет в июне, на "Кинотавре" в Сочи.
Еще одна близкая российскому зрителю картина — "Сьераневада" Кристи Пую. Румынский режиссер снял историю о том, как близкие друзья и родственники поминают недавно ушедшего главу семейства. Сначала фильм может показаться скучным: герои три часа хаотично перемещаются по квартире и просто разговаривают друг с другом. Но в этих диалогах раскрываются если не все, то почти все проблемы современного общества: начиная от алкоголя, пробок и супружеских измен, заканчивая отношениями Путина, Обамы и НАТО. Фильм был показан в Каннах 12 мая и высоко оценен прессой. Выйдет ли "Сьераневада" в широкий прокат, пока не известно.
Яркой находкой фестиваля можно назвать и комедию Брюно Дюмона "В тихом омуте". Фильм отправляет зрителя в 1910 год, на морское побережье, где живут каннибалы и где загадочным образом пропадают несколько человек. После чего кино превращается в безумное и абсолютно карикатурное детективное расследование. Лента получила восторженные отзывы критики и уже успела обзавестись российским прокатчиком, так что наш зритель увидит эту комедию уже 7 июля.
Свое новое кино на фестивале представил также Джим Джармуш. Герой его фильма "Патерсон" — водитель автобуса, который живет в неказистом провинциальном городке Патерсоне. Каждое утро он просыпается в 6.15, завтракает хлопьями и отправляется на работу. Каждый вечер выгуливает собаку и выпивает кружку пива в баре за углом. На первый взгляд все уныло. Однако главный герой не только водитель, но и немного поэт, а в Патерсоне кроме невзрачных автобусных остановок есть еще и водопады, захватывающие дух. Добавьте к этому мечтательную жену героя, и будничная картина превращается в поэму о простом счастье.
Сложно пройти мимо драмы Кена Лоуча "Я, Дэниэл Блэйк". Лента повествует о людях, которые оказались выброшены на обочину жизни. Герои не хотят паразитировать на обществе, они готовы честно работать. Вот только государство не дает им такой возможности: современные институты соцзащиты забюрократизированы чуть более, чем полностью. Лоуч с почти документальной достоверностью показывает борьбу маленького человека с государственной машиной, и кинокритики уже прозвали фильм манифестом. "Я, Даниэл Блэйк, — человек, — заявляет его герой в финале, — человек, а не пользователь или клиент, не номер социального страхования или файл в компьютере. Я гражданин. Не больше, но и не меньше".
Каннский кинофестиваль продлится до 22 мая.
Следить за ним можно здесь: festival-cannes.fr/ru.html
Жанна Заковряшина