Телевизионный эфир перед 9 мая в последнее время всегда выдавал хоть один, да зато какой сериал про войну. А если не успевали или по каким-то другим причинам не хотели запускать военный сериал перед Днем Победы, то и в другое время такие многосерийные фильмы делали честь (и рейтинг) каналу, выпустившему продукт уровня "Диверсантов" или "Штрафбата".
"Застава Жилина" на Первом обещает быть заявкой на такой уровень – и фактура, и режиссер, да и в ролях встречаются очень приличные актеры. Но… выйди этот фильм года три-четыре назад, меня бы за уши не оторвать. А сегодня смотришь и понимаешь, все это ты уже видел. Все в каких-то штампах, все знакомо, все предсказуемо.
И что больше всего начинает раздражать лично меня – так это штамп "кровавой гэбни", которая мешает главному герою горячо любить свою Родину и главную героиню (если последняя имеется по сценарию).
Какой сериал из последних трех-пяти лет про войну не возьми – всюду попадется такой один (или несколько) обязательно тупой, но хитрый, жестокий, но трусливый, завистливый и злопамятный тип, проходящий по тому самому ведомству. Других чекистов просто нет в нашем кино! Это какой-то ходульный злодей, у которого даже лицо бывает только в отвратительных гримасах. Гитлеров в 40-е краше снимали.
Чекист обязательно мешается даже не под ногами, а… да вообще, всюду мешается главному герою, вот где он уже этому герою – в горло, в печенку вгрызся. И вся война, вся личная жизнь, все беды и радости главного героя отходят на второй план. Он воюет, он влюбляется и теряет друзей, но это лишь фон для главной интриги – титанической борьбы героя с чекистом.
За что боролись-то эти киногерои? Чтобы вернуться с задания, а тебя в СМЕРШе или в особом отделе сразу по зубам сапогом кованным? Причем, обязательно именно так. Как будто сидят авторы сериала и пишут: поцелуй на закате – 3 штуки; выстрел в спину – 1 штука; "врешь, не возьмешь" – 2 штуки; избиение на допросе – 1 штука. Суповой набор штампов. А история может быть хоть про что. Хоть даже про послевоенную Одессу, хоть сага про еврейскую семью, хоть про поиски немецкой летающей тарелки…. Раз около войны и все в галифе ходят – вынь да положь мерзавца чекиста.
Как вестерн без драки в салуне не получится, так и тут без этого штампа не обойтись.
Побоку фашисты. Побоку личные трагедии. Только этот вечный бой с Опером Злом.
Я не хочу тут оправдывать сотрудников НКВД. Я не жил в то время и достоверно не знаю, насколько их присутствие во всех сферах было тотальным. Может быть, было так, может быть, было иначе. Я не знаю. Я просто вижу уже въевшийся штамп, который, с моей точки зрения, начинает вредить фильмам.
Видишь этих людей, воюющих за Родину вопреки проискам чекистов, и думаешь – а чего тогда воевали, если все так плохо было? Так тотально отвратительно, что аж не знаешь, где с какой стороны враги похлеще режиссерами выписаны – с фашисткой или со своей?
И, главное, зачем везде и всюду совать это? Неужели "Батальоны просят огня" без этого чекистского штампа получились хуже?