Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Чиновники вскоре собираются «продавать» Барнаул. Краевому центру нужно придумать красивую историю и рассказывать ее инвесторам

В марте мэрия краевого центра обещает объявить открытый конкурс на выполнение научно-исследовательской работы «Совершенствование позитивного имиджа Барнаула». Другими словами, Барнаул наконец-то встал на путь самоопределения. Одни специалисты называют это маркетингом города, другие – позиционированием.

Денис Визгалов, руководитель проектов направления «Муниципальное экономическое развитие» фонда «Институт экономики города» (Москва), говорит, что мэрия Барнаула создает прецедент: до сих пор российские региональные столицы конкурсы по разработке имиджа не проводили. Около 10–15 городов к этому только приступают, у остальных имидж формируется сам по себе, без целевых программ и управленческих усилий. Самыми успешными «маркетинговыми проектами» в России Денис Визгалов называет города Мышкин (с Музеем мыши) и Великий Устюг (с вотчиной Деда Мороза): «А если мы не знаем ничего другого, то ничего другого и нет! Как появится, вы и без меня узнаете. Главный критерий успешности маркетингового проекта города – известность».

Город тоже продается

– Проще говоря, маркетинг города – это продвижение его интересов. Мы живем в эпоху лоббирования, – говорит Денис Визгалов, – и нет ничего зазорного в том, что наиболее активные города давно лоббируют свои программы, добиваются субвенций в московских коридорах и ухаживают за инвесторами. Беда в том, что делают они это почти вслепую и часто с нулевым результатом. Отправная точка успешного маркетинга города – стратегия развития на 15–20 лет, поскольку, перед тем как продвигать свои интересы, нужно понять, в чем они состоят.

Российским муниципалитетам необходимо учиться рекламировать себя, чтобы успешно конкурировать друг с другом. Удобное географическое положение города или обилие полезных ископаемых в регионе уже не гарантирует экономический успех. Потому что товары, капитал и рабочая сила становятся все мобильнее. Лет через пять для многих городов начнется эпоха жесткой конкуренции – за инвестиции, информационные потоки, туристов, талантливых преподавателей и врачей, менеджеров.

Чтобы городу не остаться на обочине экономического развития, следует срочно осваивать маркетинговые технологии. «Инвестиционный климат», «качество жизни», «туристические достопримечательности» – это товар, который можно выгодно продать потенциальному инвестору, жителю или туристу. А продавать тоже надо уметь.

И кто же «купит»?

На Западе главные «покупатели» городов – инвесторы и туристы. А в России более важны, по мнению Дениса Визгалова, сторонние группы влияния и потенциальные жители. Первые – это люди, которые формально не имеют отношения к городу и даже в нем не бывают, но при этом принимают решения, влияющие на его жизнь. К примеру, региональные и федеральные чиновники. Вторые – те, кого город может привлечь к себе в качестве резидентов. Уже сегодня многие соседствующие города разными способами начинают переманивать специалистов друг у друга.

Что делать?

Работа с информационным пространством.

– Почти все муниципалитеты декларируют, что проводят информационную политику. На самом деле местная власть и ее работа неизвестны, потому непонятны горожанам. Не говоря уже о позиционировании города вовне: городские сайты в массе своей – торжество формализма и скуки, – отмечает Денис Визгалов.

Создание имиджа. Город должен придумать яркую историю о себе и постоянно и талантливо ее рассказывать. Здесь также нужны популяризация городской символики, раскачка местного сообщества для генерации имиджевых идей, партнерство с местными рекламными и дизайнерскими фирмами для раскрутки город­ских культурных брендов и т. д.

А как с имиджем в других городах?

Несколько городов России претендуют на то, чтобы называться столицами. Право быть второй столицей принадлежит Санкт-Петербургу (он же столица Северная, музейная, город белых ночей). За право быть столицей Сибири соревнуются как минимум три города – Новосибирск, Красноярск, Томск. Причем каждый из них хотел бы быть именно городом новых технологий: Томск – просто инновационной столицей, а Красноярск – «городом инноваций, партнерства и согласия». Екатеринбург хотел бы называться столицей Урала, а также столицей Евразии.

В Алтайском крае Бийск уже несколько лет называют наукоградом. Но это статус, присвоенный «сверху». Барнаул пока воспринимается как столица аграрного региона. Роман Романов, президент компании «Алтай-парк», полагает, что в этом ничего хорошего нет, ведь пока сельское хозяйство считается дотационной отраслью экономики.

Приглашаем к обсуждению

Конечно, можно сказать: «От перемены имиджа простому барнаульцу ни холодно, ни жарко». Но такая позиция нам кажется не совсем правильной. Ведь кровоток города составляют люди и деньги. А новые люди и новые деньги тянутся только в успешные города. Из неуспешных они уходят. Поэтому мы предлагаем читателям «СК» включиться в обсуждение и вы­сказать свои предложения на тему «Что привлечет в Барнаул инвестиции, специалистов, новых жителей, туристов?».

Свои ответы вы можете присылать по адресу klishina@altapress.ru или писать в комментариях
под этой публикацией на сайте www.altapress.ru.

Цитата

Денис Визгалов, руководитель проектов направления «Муниципальное экономическое развитие» фонда «Институт экономики города»:

– Сейчас в Европе настоящий бум тематических городов. Это города Моцарта и Шекспира, Ван Гога и Андерсена. Города театральные, горнолыжные, торговые, книжные, ботанические, гастрономические (винные, сырные, кофейные), музыкальные, игровые.

Российские города живут и выглядят поразительно одинаково. Никакие имиджевые ниши в России еще не заняты.

Александр Филюрин, директор новосибирского офиса рекламной группы «Мелехов и Филюрин»:

– Чем привлекать в Барнаул инвесторов, пока не ясно. Я бегло просмотрел «Программу комплексного социально-экономического развития Барнаула на 2008–2017 годы», размещенную на сайте Барнаульской мэрии. Она весьма неконкрентна (все то же похвальное желание быть здоровым и богатым), а чем город (край) будет зарабатывать, какие кластеры будет развивать, внятно не сказано. У новосибирской мэрии, кстати, столь же невразумительная программа.

Факт

Решение о проведении конкурса принял глава города Владимир Колганов. Цена заказа, требования к участникам, сроки подачи заявок будут опубликованы на сайте www.barnaul.org

По словам вице-мэра Михаила Шипицина, цель конкурса – «улучшение имиджа муниципального образования, с тем чтобы разработать концепцию, цели, задачи, осуществлять правильное позиционирование города на территории страны и за рубежом».

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии