– Обменные гастроли в рамках юбилея края – подарок не только театру, но и всем жителям Алтая. Если бы только мы съездили в Новосибирск и все, никто, кроме нас, и не понял бы, в чем, собственно, подарок, – говорит директор краевого драмтеатра Любовь Березина.
– Любовь Михайловна, расскажите, как принимали наш театр в Новосибирске.
– Мы съездили замечательно. Некоторое недоумение, правда, у меня вызвало то, что новосибирским зрителям вообще не нравится Шукшин. Это говорят те люди, которые продавали билеты: "Вот что угодно, но только не Шукшин, Шукшин – тягомотина". Вот это единственный неприятный момент, хотя зрители в зале были и принимали спектакль замечательно, в том числе люди, которые пришли на спектакль, что называется, по необходимости. Ко мне, допустим, подошла жена мэра Новосибирска с подружкой и говорит: "Слушайте, мы пришли потому, что вроде как надо – мы же культурные люди, должны все видеть, а нам так понравилось! Замечательно!"
Если говорить о других спектаклях – очень хорошо прошло "Собачье сердце", были полные залы. А с каким восторгом принимали "Моя профессия – синьор из общества"! Такой фурор устроили, мы даже не ожидали такого приема.
– Чего вы ждете от гастролей "Красного факела"?
– Обмена информацией, опытом; да и просто посмотреть на работу коллег всегда интересно. И потом, это театр, с которым мы постоянно в чем-то соперничаем, они у нас переманивают артистов, мы, надеюсь, когда-нибудь будем переманивать артистов у них. Любопытно посмотреть. Надеюсь, к нам они привезут самое лучшее.
– Я слышала, что барнаульские зрители увидят "Маскарад" во всем великолепии: и декорации, и спецэффекты…
– Да, они все привезут, и им тут будет где развернуться. В "Красном факеле" сцена поменьше нашей. У нас с этим были жуткие проблемы, спектакль "Собачье сердце" с трудом входил, не говоря про "Блудного сына", – мы специально делали декорации, чтобы все разместить. А им, конечно, хорошо.
Драма, шоу и балет
Новосибирцы привозят к нам четыре спектакля: "Маскарад" и "Без слов" Тимофея Кулябина, "Продавец дождя" Александра Зыкова и спектакль-шоу Владимира Золотаря "Только для женщин".
"Маскарад" – красивый, кажется, даже чересчур красивый спектакль. Режиссер перенес лермонтовскую историю в Петербург Серебряного века, который художник Олег Головко создал из черного цвета и строгих линий. Маски, кружева, платья. Карты, деньги, декаданс. Все вокруг еще веселится, еще танцует, еще понтирует, но уже все равно впереди ураган, перегон, Магадан… Пары кружатся под вальс Хачатуряна, а иногда начинается снегопад, не отличимый от настоящего, – в общем, от роскоши и утонченности можно рухнуть в обморок.
Арбенина в этом спектакле играет звезда российских сериалов Александр Балуев, тоненькая Нина рядом с ним выглядит трогательной и совсем юной. Интересно, что именно такого Арбенина сыграл много лет назад наш замечательный актер Алексей Самохвалов – не романтика, не уязвленного в самое сердце русского дворянина, а игрока, циника, много повидавшего на своем веку.
"Без слов" – спектакль Тимофея Кулябина и хореографа Ирины Ляховской. Это четыре любовные истории о разных временах любви, рассказанные драматическими актерами языком современного танца. В каждой актеры одеты в свой цвет: белый, желтый, красный, черный. Истории четырех пар дополняют множество сюжетных линий – например, корпоративная вечеринка, на которой офисный планктон потешается над грустным клоуном. А начинается спектакль с того, что актеры выносят старенький приемник, настраивают. Сквозь хрипы и шипение прорезается музыка, приходят девушки – сейчас будут танцы.
– …Тело не лжет. В каждый момент оно взаимосвязано с психикой, – рассказывал журналистам Тимофей Кулябин. – И мне захотелось попробовать вообще лишить актера текста как прикрытия.
"Продавца дождя" по пьесе Стефана Цвейга поставил главный режиссер "Красного факела" Александр Зыков. Недавно в Барнауле прошла премьера его спектакля "А этот выпал из гнезда", который наша публика приняла очень тепло. Александр Маркович – адепт традиционного театра. "Сегодня если каждый квадратный сантиметр не утыкан режиссурой, то вроде бы это и не театр. Я человек уже несовременный, и я этого не понимаю", – говорил он в интервью "СК". Поэтому готовьтесь увидеть добротную, качественную, традиционную вещь.
Старбак, главный герой "Продавца дождя", – обаятельный авантюрист, американский Остап Бендер. Он приезжает в городок, который изнывает от засухи и в котором неприметная девушка Лиззи страдает от безответной влюбленности в местного холостяка.
Всего за сорок шесть долларов Старбак обещает вызвать дождь и между делом заставляет Лиззи поверить, что она прекрасна и желанна.
"Только для женщин" – этот спектакль-шоу нам, в общем-то, не чужой – его поставил Владимир Золотарь, бывший главный режиссер Алтайского краевого драмтеатра (режиссер по пластике – Игорь Григурко). Здесь все незамысловато, но ярко и талантливо. В "Красном факеле" настойчиво обращают наше внимание на то, что в работе Золотаря и Григурко нет ничего пошлого или грубого, хотя сюжет такой: компания безработных сталеваров учится танцевать стриптиз и достигает на этом поприще творческих и прочих успехов. Что интересно, новосибирские зрители обожают этот спектакль, многие смотрят его по нескольку раз – в основном потому, что в нем занят весь цвет молодой части труппы.
Справка
Театр "Красный факел" создан в 1920 году в Одессе, 11 лет существовал как передвижной, в 1932 году поселился в Новосибирске. Театр – организатор фестиваля-конкурса лучших спектаклей Сибири, Урала и Дальнего Востока "Ново-Сибирский транзит". В 2011 году вошел в список журнала Forbes "Десять провинциальных театров, которые непременно нужно посетить".
Афиша гастролей
4 и 5 сентября – "Маскарад"
6 и 7 сентября – "Без слов"
8 и 9 сентября – "Продавец дождя"
10 и 11 сентября – "Только для женщин".