"Захотелось чего-то большого"
- Помните, была такая контора - "Барнаулстрой"? - вспоминает Евгений. - Случилось так, что я остался без квартиры. И подумал: какая разница, где снимать жилье, здесь или в Москве. В это время я как раз прочитал книгу Паоло Коэльо "Алхимик" и понял, что надо, как герой книги Сантьяго, рвать когти и искать свое сокровище. И поехал в Москву.
До этого я снял много рекламных роликов, и телевидение меня интересовало все меньше и меньше. Захотелось сделать что-то настоящее, чистое, светлое, большое. И таким вариантом для меня стало кино.
Нужно было получить некоторое количество знаний, и я поступил на высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерскую Аллы Суриковой и Владимира Фокина, получил специальность "режиссер игрового кино". Потом поработал в проекте Олега Степченко "Мужской сезон", был режиссером фильма о фильме и режиссером рекламных роликов. Когда мы все сделали, у меня был выбор: идти со Степченко работать над "Вием" или заниматься чем-то другим. В апреле 2006 года я написал сценарий и понес его продюсерам.
- Все так гладко складывалось?
- Были моменты, когда хотелось лезть на стены. И сейчас бывают. Но как-то справляюсь. Я подумал, что самый оптимальный вариант - переманивать в Москву друзей. Например, Татьяна Уманец, Сергей Берлов - это те люди, с которыми я трудился бок о бок эти 10 лет, и именно они, барнаульцы, были рядом со мной во время работы над этим фильмом. Остальные тоже как-нибудь подтянутся со временем. Когда приехал, то два месяца "кантовался" у своих барнаульских друзей. А потом снял квартиру и живу в ней до сих пор.
- Довольны тем, как сложилась жизнь, тем, что в итоге получилось?
- По каким-то пунктам я бы поставил себе четверку. По каким-то - пятерку. По каким-то - даже десятку. В любом случае все получилось, мы выдержали этот экзамен, сумели отработать с американцами. Я получил гигантский опыт. И даже если кто-то скажет: "Свою первую контрольную он сдал на трояк", мне это даст возможность исправить ошибки и не допустить их в будущем.
"Боюсь, что скажут "косой"
- Вы сравниваете свою сказку с фильмами "Москва слезам не верит", "Служебным романом". Эти картины идут сквозь время. Будет такое с вашим фильмом?
- Я очень на это надеюсь. У меня стойкое ощущение, что мой фильм именно из этой серии, только он ориентирован на современную молодежь. Думаю, на этом фильме можно вырасти. Там есть чувства, мысли, дела, песни, любовь, дружба, предательство. У нас не так много фильмов, которые идут сквозь время, и каждый режиссер был бы счастлив, чтобы с его картиной было именно так.
Фильм очень позитивный. В нем много музыки, юмора. Я убежден, что многие девушки будут его пересматривать по нескольку раз. Нет никаких ограничений для просмотра и быть не может, потому что там нет мата, нет сцен насилия, нет эротических сцен.
- Будет ли этот фильм интересен людям из других стран?
- Думаю, да. Там описаны достаточно универсальные проблемы и жизненные ситуации. Это история Золушки, история предательства и жизненного подъема. К тому же там средние интерьеры, и непонятно точно, где все происходит. Эта история могла случиться в любом европейском городе. Переведут фильм или не переведут, будет зависеть от того, как пройдет прокат в России. Хотя фильм сразу готовился к мировому прокату, сделаны международная звуковая дорожка, диалоговые листы для субтитров. Сейчас фильм уходит в Америку. И если американцы поймут, что картина сможет что-то собрать, они ее переведут и покажут.
- А в Барнауле могла произойти эта сказка?
- В Барнауле?.. Могла. Но лучше не в самом Барнауле, а в пригородах. У нас же очень красивые степи, леса. Здесь спокойно можно снять сказку, и она была бы похожа на сказки Роу. Пшеница, бор, реки, озера. Но к моему величайшему сожалению, Питер намного красивее Барнаула. Это место, где могут происходить сказочные события.
- Страшно отпускать картину в самостоятельную жизнь?
- Да. Страшно, что она не понравится. Кино - как ребенок. И работали мы над ним ровно девять месяцев. И вот представьте, что про ваше дитя кто-то говорит: "Да он у вас кривой, косой и хромой". Кино такая вещь, которая на определенном этапе начинает жить независимо от автора. Копии напечатаны, и в нем уже ничего нельзя изменить.
- Каким будет следующий фильм?
- Это будет детский фильм по одной из повестей Владислава Крапивина. Но пока я не скажу, по какой. Боюсь сглазить. Скажу только, что это из серии "В глубине далекого кристалла". Этого автора я очень любил с детства, рос на его произведениях. Книги этого писателя как раз идут сквозь время. Может быть, он немного старомоден, но всегда честен, сентиментален. Сейчас нет новых фильмов для детей, поэтому я бы хотел сделать что-то такое. Подростково-юношеское.
Зверев в розовом и лысая Васильева
На пресс-конференции в КРК "Мир", посвященной презентации фильма "В ожидании чуда", Евгений Бедарев немного рассказал о том, как снималось кино.
***
- С американцами очень сложно работать. Для них кино - это бизнес, конвейер. Например, есть "тайминг": мы начали в восемь утра и ровно через 12 часов должны закончить. Не должно быть ни минуты переработки! Потому что они сразу "попадают" на деньги. Поэтому если мы не успевали что-то снять, мы должны были сообщить линейному продюсеру на площадке, он должен был позвонить другому продюсеру в Лос-Анджелес, и вместе они обсуждали, почему мы не успели, сколько нам потребуется времени, и могут ли они нам его дать. Даже непогода не могла нам позволить отказаться от съемочного дня.
Американцы - это образец того, как нужно следить за авторскими правами. Например, открывает героиня открытку, играет песня "Happy Birthday", они сразу: "А у вас есть авторские права? А не будет ли у нас проблем?"
***
- Нам хотелось, чтобы Татьяна Васильева (популярная актриса снималась в одной из ролей в фильме Бедарева) была этакой ведьмой. Когда она приехала на первые пробы, у нее на голове был намотан платок. Я спросил: "Мы хотим, чтобы вы были брюнеткой, будете краситься?" Она отказалась, и мы назначили примерку париков. И тут она снимет косынку, и я в реальном шоке. Она лысая! И классная. Начали мерить парики. Наденет - дешевка, снимет - супер. Я спросил: "Татьяна Григорьевна, вы не против сняться в таком виде?" Она ответила: "Я нигде еще так не снималась, и это будет мой вам подарок!"
***
- Сергей Зверев очень прикольный. Нормальный, адекватный человек, который просто играет роль дебилоида. Кстати, он единственный из артистов, кто выставил нам настоящий райдер: отдельную гримерку, зеркало в полный рост, охрану, трехразовое питание, столько-то чистых чашек и стаканов, такие-то конфеты, однопроцентный кефир. Никто из звезд такого не предъявлял!
И вот он приехал на съемки, а вагон, в котором все ему везли, застрял где-то в пробке. И он сидел, понимаешь, без чашек, без кефира, без охраны… Наша ассистентка по актерам сориентировалась, обратилась к массовке, и "охрану" ему поставили.
Потом он позвал меня выбрать костюм - розовый или белый? На белом - розовый цветок. Он говорит: "Вот смотрите, в этом костюме я, наверное, буду особенным фриком?" "Да…" - отвечаю. "Давайте, я тогда в нем и буду".
Когда смотреть фильм?
5 апреля начнется прокат в России, а до этого пройдут три премьеры. 24 марта - в Киеве, 25 марта - в Санкт-Петербурге, 30 марта - в Москве. Если получится, то 1 апреля будет премьера и в Барнауле, на которую приедет новомодная поп-группа "Город 312".
Денежный вопрос
- Сейчас все переживают, как пройдет прокат, но я думаю, мы лопатами будем деньги грести! - шутит Бедарев. - Но я не получу от него процентов. Все прекрасно понимают, что дебютанты готовы работать за миску супа. Каждому нужен шанс, после которого ты либо сюда, либо сюда… А вот в следующий раз - будем обсуждать.
Анна ВАЛЬЦЕВА.