Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Деревенское кино Лидии Бобровой

Ее часто упрекают в том, что она снимает для Запада. Хотя на самом деле ни один из зарубежных телеканалов ни разу не изъявил желания купить ее фильмы. Тем не менее ее киноленты хорошо известны в кинематографических кругах и среди той части зрителей, кто устал от кровавых сцен и разборок крутых парней в джипах. Ее картины собрали внушительную коллекцию российских и международных кинопремий. Только фильм "Бабуся" удостоился 15 наград и получил в итальянском городе Лечче главный приз V Европейского кинофестиваля - "Золотую оливковую ветвь". На прошедшем VII Шукшинском кинофестивале фильм завоевал главный приз. Сегодня режиссер народного кино Лидия Боброва - гость "СК".

Режиссер Боброва отважилась на то, чего другие режиссеры просто побаиваются. Она ушла от назидательности, ее фильмы не пропитаны национальной идеей величия русского народа. Она просто снимает жизнь обычных людей. За основу берет реальные истории, актеров набирает с улицы. Кинокритики считают это рискованным шагом для режиссера, который хочет, чтобы его фильмы смотрели и помнили.

Решение снимать кино, как говорит сама Лидия Боброва, она приняла в ту ночь, когда узнала о смерти Василия Макаровича. Шукшин для Бобровой вообще фигура эпохальная. Все ее фильмы, как говорит сама Лидия Алексеевна, вышли из одного эпизода "Калины красной" Василия Шукшина, где Егор Погудин приезжает к своей матери. Эта трогательная сцена определила жанр ее кино. За это время Лидия Боброва сняла три фильма: "Ой, вы гуси", "В той стране", "Бабуся". Последний фильм основательно упрочил ее позиции на кинематографическом Олимпе.

Актер должен быть сотворцом

- Кастинг актеров для режиссера - момент всегда сложный и ответственный. Вы снимаете непрофессиональных актеров, буквально людей с улицы. Чем объяснить такой подход?

- Если передо мной стоит выбор, взять для съемок профессионального актера или нет, то я всегда отдаю предпочтение непрофессионалу. Приходится выбирать таки хлюдей, которые бы в кадре смогли соответствовать профессиональным актерам. Главное в фильме для меня - это ощущение подлинности. Актер может быть гениальным, но если его игру видно, то это не мое кино. Это не то кино, которое стремлюсь делать я.

- Но ведь работать с такими актерами сложнее…

- В чем-то сложнее, в чем-то нет. Сложнее, пожалуй, в том, что редко кто из них может быть сотворцом, потому что они непрофессионалы. Они прекрасные исполнители. А иногда очень нужно, чтобы актер был еще и сотворцом. Чтобы он что-то мог предлагать, вносить в фильм свои идеи, а это, конечно, дает профессия.

- Женщине-режиссеру сложнее работать, чем мужчине режиссеру?

- Я считаю, что среди режиссеров такого разделения нет. Когда кладут рельсы железнодорожные рабочие, люди в оранжевых жилетах, то ведь мало кто обращает внимание на то, что среди них есть и мужчины, и женщины. В чем-то быть женщиной-режиссером легче. Женщина по природе своей терпеливее к боли и обидам, а мужчины более ранимы. А в профессии режиссера терпение - это один из главных элементов творчества.

Нужно любить того, про кого ты рассказываешь

- В ваших фильмах преобладает деревенская тематика. Не хотелось бы снять что-нибудь про городскую жизнь?

- В моих фильмах не только деревенская тематика. Я снимаю на деревенском материале, хотя в "Бабусе" половина фильма - это городские пейзажи. Мы с коллегами снимаем фильмы о России. Москва и другие большие города - это не та Россия. Петербург или любой другой большой город - это всего лишь верхушка айсберга, его десятая часть, а вот девять десятых - это подводная часть под названием Россия. И об этой России мало кто у нас снимает кино. И это мое кино.

- Как вам удается достичь близости к зрителю?

- Все очень просто. Я вспомнила сейчас одного французского зрителя-кинематографиста, студента киношколы. Несколько лет назад в Париже мы показывали фильм "В той стране". И молодой человек подошел и задал мне вопрос, который я помню дословно: "Скажите, что в вашем фильме такого особенного? У нас показывает лучшие фильмы мирового кинематографа. Казалось бы, в них все совершенно: звук, съемки, спецэффекты, но в то же время в них нет того, что есть в вашем фильме. Как я понял после просмотра вашего фильма, что в тех фильмах все мертво, а в ваших фильмах есть живая жизнь". Я отвечу на ваш вопрос теми же словами. Главное, что должно быть в фильме, - это любовь к тем, про кого ты рассказываешь. Если есть это, то огрехи вроде поцарапанной пленки становятся неважными, они блекнут на фоне людей. Голливуд проигрывает России в душевности и человечности.

- Вы часто бываете за границей. Что вы можете сказать про западный кинематограф?

- Все фильмы, которые я представляла за рубежом, принимаются абсолютно так же, как в России. Абсолютно то же понимание. Кино обладает особым универсальным языком, и если фильм рассказывает о каких-то проблемах, затрагивает струны души человеческой, то это не зависит ни от страны, ни от национальности, ни от пространства. Мы все дети божьи, и если это сохранилось в душе человека, то человек обязательно поймет фильм.

- В чем слабые стороны русского кинематографа?

- На мой взгляд, русская культура всегда отличалась своей духовностью и душевностью. Вот понятия "душа" на Западе почти не встречается. Когда мои фильмы дублируют на иностранных языках, то у переводчиков возникают сложности. Категории души и совести трудно переводимы. Нам никогда не угнаться за высокими технологиями Голливуда. Но мы всегда выигрываем и всегда ближе к человечности, потому что российская культура по сути своей человечна, она одухотворена.

Счастье - это когда ты не один

- Александр Панкратов-Черный на пресс-конференции сказал, что юный талант в столице просто погибает. В частности, это произошло с самим актером. Сейчас, по его словам, он чувствует себя полуживым. Что вы можете сказать на эту тему, ведь вы тоже родом не из столицы…

- Он говорил про себя абсолютно откровенно, честно и искренне. Он сказал, что произошло с ним. Он родом из глубинки. Я родом из Читинской области. Я проделала тот же путь, что и он. Про себя я этого сказать не могу, хотя были очень трудные моменты, когда есть очень большой риск и опасность того, о чем он говорил, - духовной смерти. У каждого это происходит по-разному. Это зависит не только от самого человека, но и от того, кто в трудный момент окажется рядом с ним. Вот повезет человеку или не повезет - это главное.

- А вам повезло?

- Мне? Да. Иначе я бы не стояла перед вами…

- В чем для вас заключается женское счастье?

- Понятия женского счастья для меня нет. Есть человеческое счастье. У меня были такие моменты. Когда после показа фильма зажигается свет и в зале стоит тишина. Я выхожу на сцену, и передо мной зал, окутанный тишиной. В это мгновение ты понимаешь, что как будто пуповиной связан со своим народом, и то, что ты делаешь, это нужно людям.

Наталья ПРОВОРОВА.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии