Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

"Дневник "Киноликбеза — 2013". День первый. Маленькое кинематографическое чудо свершилось...

Как уже сообщалось, 24 апреля в Барнауле открылся фестиваль авторского кино "Киноликбез". Altapress.ru будет публиковать фотоотчеты и мнения гостей и членов жюри фестиваля в "Дневнике "Киноликбеза — 2013".

Вот и случилось то, чего мы все, ну, по крайней мере некоторые из нас, так долго ждали. Вчера, 24 апреля, состоялось торжественное открытие четвертого международного фестиваля авторского игрового, документального и анимационного кино "Киноликбеза-4".

Как семени необходимо время, чтобы прорасти и превратиться в прекрасное дерево, так и "Киноликбез" с каждым годом растет и развивается. За четыре года фестиваль, родившийся из идеи одного человека, превратился в культурное событие, привлекающее режиссеров не только из других регионов, но и других стран. Значительно возросло количество поданных заявок, что позволило ужесточить отбор конкурсной программы, и как следствие поднять общий художественный уровень мероприятия. Около сотни кино- и анимационных лент предстоит оценить жюри конкурса, которое возглавит известный российский кинокритик и киновед Сергей Кудрявцев, специально прибывший с этой целью из Москвы.

Первый день "Киноликбеза" открывала пресс-конференция, на которой собрались представители крупнейших СМИ Барнаула. От частоты мигания фотовспышек рябило в глазах, а многочисленные микрофоны и диктофоны, повсюду преследовавшие членов жюри, добавляли нервозности организаторам.

Финальным аккордом пресс-конференции стало торжественное поднятие флага кинофестиваля. Эта почетная миссия по традиции была доверена одному из членов жюри, поэту и телеведущей Наталье Николенковой. Торжественное, праздничное настроение, ожидание чуда было разлито в воздухе – все ждали начала показа. Милые барышни на входе в кинозал раздавали анкеты для зрительского голосования, по итогам которого и определится судьба одного из Жан-Люков.

Следует помнить, что кинофестиваль – это необычный кинопоказ. Зрители здесь меняются, выбирая тот блок программы, что наиболее интересен именно им, либо тот, на который его "отпустила" работа или учеба. Для самых стойких и преданных зрителей было организовано небольшое кафе, где в перерывах между блоками программы можно было подкрепиться чаем с плюшкой.

К сожалению, в рамках такого небольшого очерка я не могу уделить внимание всем фильмам-участникам – только сегодня их было 16, общая же продолжительность показа составила более 6 часов. Но хотелось бы упомянуть наиболее запомнившиеся, тем более, что с режиссерами двух картин сегодняшней программы зрителям удалось пообщаться лично.

Александр Шкуров, режиссер из СП, привез небольшую постмодернистскую зарисовку "Телевизор-2", снятую по следам "Телевизора" (режиссер А. Соболев), кто был на "Киноликбезе-2", тот поймет. Содержание обеих картин заложено в звуковом ряде, только смысл, который пытаются донести до нас авторы находятся в вечном антагонизме. И если герой первого "Телевизора" никак не отреагировал на засорение его мозга многочисленными ток-шоу, которыми полна программа передач, то Шкуров решает судьбу героя радикально: после 14 минут просмотра солянки из шедевров авторского кино, под фразу: "Улыбайтесь, господа! Все глупости мира делаются с серьезным выражением лица" юноша вешается. Сложно сказать, что именно так зацепило зрителей, но вопросы, шутки, реплики относительно увиденного сыпались как из рога изобилия. Возможно "Телевизор-2" не шедевр, одну из функций кинематографа – как следует встряхнуть зрителя, не позволить ему забыть, что существуют альтернативные пути развития сюжета – он точно выполнил.

Единственный в сегодняшней программе режиссер из Барнаула Антон Тимофеев (обладатель Серебряного Жан-Люка "Киноликбеза-3" "За поэтичный киноязык") представил в этом году свою новую короткометражную работу "На краю дней". Картина вызвала острые дискуссии и породила множество вопросов к режиссеру. По словам автора, идея фильма родилась из ассоциации: он увидел рекламу, где на свалку отвозят старые ненужные холодильники. Но в нашем жестоком мире ничто не мешает также поступить с человеком, не так ли? Фильм "На краю дней" совсем недидактичен, но он указывает на социальные дефекты общества, взывая к человеческой совести.

Другой прошлогодний лауреат фестиваля (на этот раз "За правильный пафос") Владимир Шапошников из Харькова в этом году представил короткометражный игровой фильм "Кастинг", который несет на себе отпечаток творческой и нестандартной натуры автора. Сценарий фильма строится на цитировании текстов Шекспира, Чехова, Пушкина, Брехта и других классиков, своего рода заметки на полях истории драматургии – постмодернистская короткометражка, где с помощью незаурядного чувства юмора и небольшого бюджета режиссер сумел погрузить зрителя в мир своей фантазии. Тут невольно приходит на ум другой конкурсант – Онер Бейбит (Алма-Ата, Казахстан) с картиной "Бека", бесспорно, хорошо финансированной, что, увы, не повлияло на качество актерской игры и сценария. Конечно, у фильма есть свои плюсы: качественный звук, работа осветителей. Тут и напрашивается вопрос о критериях оценки фильма. Что важнее: технический профессионализм или идея, замысел? А быть может, визуальная эстетика? Хотелось бы верить, что ответ на этот вопрос зрителям найти удастся.

"Последний репортаж" Тимура Абдуллина из Уфы – яркая остроумная сатира на современные реалии. Как это часто бывает, титр "Все имена и события вымышлены. Любые совпадения случайны", данный в начале, настраивает зрителя на противоположное восприятие.

Завершил же сегодняшнюю программу невероятно чувственный, эротичный фильм Дарьи Шумаковой "Аметист". Тут в первую очередь следует отметить именно визуальную составляющую: работу оператора и режиссера монтажа.

Работы, представленные на суд жюри, были разными. Разными по уровню режиссерской работы и актерского мастерства, технической составляющей и смысловой нагрузке. Но оглядываясь на увиденное, я понимаю: время было потрачено не зря. То маленькое кинематографическое чудо, за которым мы все пришли на "Киноликбез", все-таки совершилось.

Елена Мишакина

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии