Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

«Дневник «Киноликбеза — 2013». День первый. Маленькое кинематографическое чудо свершилось…

Как уже сообщалось, 24 апреля в Барнауле открылся фестиваль авторского кино «Киноликбез». Altapress.ru будет публиковать фотоотчеты и мнения гостей и членов жюри фестиваля в «Дневнике «Киноликбеза — 2013».

Вот и случилось то, чего мы все, ну, по крайней мере некоторые из нас, так долго ждали. Вчера, 24 апреля, состоялось торжественное открытие четвертого международного фестиваля авторского игрового, документального и анимационного кино «Киноликбеза-4».

Как семени необходимо время, чтобы прорасти и превратиться в прекрасное дерево, так и «Киноликбез» с каждым годом растет и развивается. За четыре года фестиваль, родившийся из идеи одного человека, превратился в культурное событие, привлекающее режиссеров не только из других регионов, но и других стран. Значительно возросло количество поданных заявок, что позволило ужесточить отбор конкурсной программы, и как следствие поднять общий художественный уровень мероприятия. Около сотни кино- и анимационных лент предстоит оценить жюри конкурса, которое возглавит известный российский кинокритик и киновед Сергей Кудрявцев, специально прибывший с этой целью из Москвы.

Первый день «Киноликбеза» открывала пресс-конференция, на которой собрались представители крупнейших СМИ Барнаула. От частоты мигания фотовспышек рябило в глазах, а многочисленные микрофоны и диктофоны, повсюду преследовавшие членов жюри, добавляли нервозности организаторам.

Финальным аккордом пресс-конференции стало торжественное поднятие флага кинофестиваля. Эта почетная миссия по традиции была доверена одному из членов жюри, поэту и телеведущей Наталье Николенковой. Торжественное, праздничное настроение, ожидание чуда было разлито в воздухе — все ждали начала показа. Милые барышни на входе в кинозал раздавали анкеты для зрительского голосования, по итогам которого и определится судьба одного из Жан-Люков.

Следует помнить, что кинофестиваль — это необычный кинопоказ. Зрители здесь меняются, выбирая тот блок программы, что наиболее интересен именно им, либо тот, на который его «отпустила» работа или учеба. Для самых стойких и преданных зрителей было организовано небольшое кафе, где в перерывах между блоками программы можно было подкрепиться чаем с плюшкой.

К сожалению, в рамках такого небольшого очерка я не могу уделить внимание всем фильмам-участникам — только сегодня их было 16, общая же продолжительность показа составила более 6 часов. Но хотелось бы упомянуть наиболее запомнившиеся, тем более, что с режиссерами двух картин сегодняшней программы зрителям удалось пообщаться лично.

Александр Шкуров, режиссер из СП, привез небольшую постмодернистскую зарисовку «Телевизор-2», снятую по следам «Телевизора» (режиссер А. Соболев), кто был на «Киноликбезе-2», тот поймет. Содержание обеих картин заложено в звуковом ряде, только смысл, который пытаются донести до нас авторы находятся в вечном антагонизме. И если герой первого «Телевизора» никак не отреагировал на засорение его мозга многочисленными ток-шоу, которыми полна программа передач, то Шкуров решает судьбу героя радикально: после 14 минут просмотра солянки из шедевров авторского кино, под фразу: «Улыбайтесь, господа! Все глупости мира делаются с серьезным выражением лица» юноша вешается. Сложно сказать, что именно так зацепило зрителей, но вопросы, шутки, реплики относительно увиденного сыпались как из рога изобилия. Возможно «Телевизор-2» не шедевр, одну из функций кинематографа — как следует встряхнуть зрителя, не позволить ему забыть, что существуют альтернативные пути развития сюжета — он точно выполнил.

Единственный в сегодняшней программе режиссер из Барнаула Антон Тимофеев (обладатель Серебряного Жан-Люка «Киноликбеза-3» «За поэтичный киноязык») представил в этом году свою новую короткометражную работу «На краю дней». Картина вызвала острые дискуссии и породила множество вопросов к режиссеру. По словам автора, идея фильма родилась из ассоциации: он увидел рекламу, где на свалку отвозят старые ненужные холодильники. Но в нашем жестоком мире ничто не мешает также поступить с человеком, не так ли? Фильм «На краю дней» совсем недидактичен, но он указывает на социальные дефекты общества, взывая к человеческой совести.

Другой прошлогодний лауреат фестиваля (на этот раз «За правильный пафос») Владимир Шапошников из Харькова в этом году представил короткометражный игровой фильм «Кастинг», который несет на себе отпечаток творческой и нестандартной натуры автора. Сценарий фильма строится на цитировании текстов Шекспира, Чехова, Пушкина, Брехта и других классиков, своего рода заметки на полях истории драматургии — постмодернистская короткометражка, где с помощью незаурядного чувства юмора и небольшого бюджета режиссер сумел погрузить зрителя в мир своей фантазии. Тут невольно приходит на ум другой конкурсант — Онер Бейбит (Алма-Ата, Казахстан) с картиной «Бека», бесспорно, хорошо финансированной, что, увы, не повлияло на качество актерской игры и сценария. Конечно, у фильма есть свои плюсы: качественный звук, работа осветителей. Тут и напрашивается вопрос о критериях оценки фильма. Что важнее: технический профессионализм или идея, замысел? А быть может, визуальная эстетика? Хотелось бы верить, что ответ на этот вопрос зрителям найти удастся.

«Последний репортаж» Тимура Абдуллина из Уфы — яркая остроумная сатира на современные реалии. Как это часто бывает, титр «Все имена и события вымышлены. Любые совпадения случайны», данный в начале, настраивает зрителя на противоположное восприятие.

Завершил же сегодняшнюю программу невероятно чувственный, эротичный фильм Дарьи Шумаковой «Аметист». Тут в первую очередь следует отметить именно визуальную составляющую: работу оператора и режиссера монтажа.

Работы, представленные на суд жюри, были разными. Разными по уровню режиссерской работы и актерского мастерства, технической составляющей и смысловой нагрузке. Но оглядываясь на увиденное, я понимаю: время было потрачено не зря. То маленькое кинематографическое чудо, за которым мы все пришли на «Киноликбез», все-таки совершилось.

Елена Мишакина

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter