Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Дневник «Киноликбеза — 2013». День второй. Путешествие в машине времени

Altapress.ru продолжает публиковать впечатления участников и гостей фестиваля авторского кино, проходящего в Барнауле с 23 по 28 марта.

Привычная череда дней прервана. Линейность времени и пространства исчезла, будто нас поместили в машину времени, отправляющую нас по своему желанию в самые разные уголки планеты, то в утро, то в ночь, то в прошлое, то в будущее, но больше всего — в чужое настоящее. Стать жителем последнего, погрузиться в чужой мир, никогда не виденный нами ранее и, скорее всего, никогда больше не откроющий нам свои объятия, — это ли не самое головокружительное, самое увлекательное путешествие? И сегодня мы смогли в полной мере испытать это на себе. Ещё бы! Сегодня было не только игровое короткометражное и полнометражное кино, но документальное кино, и анимация, и киноэссе, — максимальное число возможностей проникновения в параллельные нашему существованию миры.

Второй день фестиваля открывали участники в номинации «документальное кино». Признаться честно, я сомневалась, идти ли на него, смущало то, что современная документалистика на ТВ показывает нам в основном жизнь микробов, трудовые будни полиции, истории из жизни звёзд (увы, совсем не космических тел, которыми мы в ясную погоду любуемся на небе) и привидений. Но я всё равно решила пойти, ведь на фестивале авторского кино должно быть что-то особенное. И уже с первых минут первого фильма — «Поморы» (Александра Стреляная) — я поняла, что не зря. Фильм этот меня очень впечатлил, даже, наверное, больше, чем игровое кино прошедшего дня. Он рассказывает о жизни людей, живущих на берегу северных морей, в частности, жителей деревни Варзуги, что на Кольском полуострове. Это совсем другой мир! Будто попадаешь на несколько столетий назад или… в вечность. Да-да, именно так, и это не преувеличение. Современный мир лишь слегка, почти только внешне затронул образ жизни и строй души поморов. Их Бог — море. «Кто не ходил в море, не молился Богу», — произносит местную поговорку рыбак. Богоискательство в море стало для меня большим открытием, поразившим меня. Все мы знаем, что море опасно, но думаем об этом поверхностно, мимоходом, дилетантски. А здесь… здесь начинаешь понимать это иначе. Начинаешь это чувствовать. Море непредсказуемо: только что была тишь да гладь, а через минуту уже сильный ветер поднимает высокие волны, норовит опрокинуть лодку вместе со всеми её пассажирами. И на самом деле опрокидывает. Один из героев фильма говорит, что многие гибнут в морских походах. По-настоящему! Был человек и вдруг раз — нет его. В течение этого фильма до тебя доходит, что море — это не курорт, это не горячее солнце, пляж, музыка, красивые закаты. Жить рядом с морем, жить морем значит каждый день находиться на пороге смерти. Это осознание, чувство лежит в основе их веры. В понимании сиюминутности, изменчивости настоящего и вследствие этого — его почти ненастоящести и поэтому незначительности. Быт их прост, аскетичен, ведь нет смысла копить материальные богатства, если ты в любой день можешь не вернуться на берег. Богатство должно быть духовное. Следуя этому, поморы строят церкви (в одной из поморских деревень возвели целых семь!). Удивительно, но при суровости условий никто не уезжает оттуда. Вера, обычаи истово передаются из поколения в поколение и почти не претерпели изменений в течение многих столетий своего существования. Всё это авторы фильма рассказали устами коренных поморов, показали их глазами всего за 26 минут. Совсем небольшой отрезок времени. Но до краёв наполненный смыслом. Таким, на мой взгляд, и должно быть настоящее документальное кино.

Из завораживающего своей простотой и суровостью мира поморов мы перенеслись в общину буддистов где-то в лесах Свердловской области («Прибежище», Владимир Головнёв, Екатеринбург). Её основал бывший кагэбэшник, к нему присоединились единомышленники — все молодые ребята — и вместе они строят своё прибежище — как в физическом отношении, так и в духовном. Сначала показываются кусочки их быта и рассказы ребят о своей жизни до прихода сюда и жизни здесь. Нам, рядовым гражданам России (православным ли, атеистам ли) всё это несколько в диковинку, поэтому смотреть довольно интересно, но смонтировано всё как-то фрагментарно, переходы не продуманы, не соединяют толком эти кусочки. Долгожданное оживление вносит появление в доме общины местной администрации. Уморителен диалог между пришедшей женщиной (человеком системы) и основателем общины (сознательно выломавшимся из системы): она спрашивает с него паспорт, прописку, разрешение на проживание на этой территории, на строительство здесь, а он ей отвечает, что ничего этого у него нет да и не нужно, зачем всё это, если он живёт в лесу, на природе, как может природа кому-то принадлежать? Вот это было действительно в точку! Это сразу прибавило фильму смысла, веса.

Из документального, близкого к нашему каждодневному восприятию реальности повествования мы телепортировались в чистый мир фантазии и заскользили по мирам участников блока анимации. Вот если фильмы ещё могут быть похожи по особенностям техники, игре актёров и т.п., то здесь индивидуальный творческий стиль авторов проявляется наиболее ярко. Первым был мультфильм «Дождь идёт» (Анна Шипилова, Москва), рисованный (карандашный?), с французской песней со старой пластинки, время действия — первый день Великой отечественной войны, место — курортный город на Чёрном море. На контрасте с ним смотрелась вторая работа в этой номинации — «Horad» (Денис Мижуй, Токинданг Андрей, Минск), представлявшая собой скорее клип на современную белорусскую песню о городе Минске. Следующая за ней «Living pictures» (Татьяна Скорлупкина, Санкт-Петербург) состоит из нескольких зарисовок: «Белая птица», «Рыба» и третья, к сожалению, не помню её названия. Нежные пастельные тона моря и чаек первой настраивали на романтический лад, серые и коричневые тона зимней рыбалки создавали ощущение застывшей атмосферы на льду, а путешествие насекомого в пёстром мире третьей забавляло.

Далее шли две работы призёров прошлогоднего «КиноЛикбеза» сестёр Ольги и Татьяны Полиектовых (Санкт-Петербург). «Quagga» — очень короткая и тем озадачивавшая: как, всё что ли? Осталось непонятным, кто же такой зверь по имени Квагга (не лошадь и не зебра, а кто? динозаврик?) и его неназванные друзья. А вот «Шум» никого не оставил равнодушным, зрители живо реагировали на происходящее на экране, от души смеялись и в конце бурно аплодировали (эх, жаль, авторы не слышали!). Это остроумный, лёгкий, очень симпатичный мультфильм об особенностях нашего отношения к жизни: сидя внутри своего замкнутого мирка, счастья не найдёшь. Всегда нужно выходить за грани привычного, вовне.

Особняком стоит работа Ксении Симоновой (Евпатория) — «The legends of Russia». Перед нами поверхность с нанесёнными на неё красками, и картинки создаются прямо на наших глазах пальцами художницы. Восхищает, что она пальцами (!) прорисовывает даже самые мелкие детали. И образы (деревенька, девушка-красавица, богатырь, Баба-Яга, лебеди и др.), и цвета, их сочетание (голубой, белый, красный) передают истинно русский дух.

От короткометражного кино мне удалось ухватить только один кусочек, но зато какой! Финальным аккордом, превосходным завершением второго фестивального дня стал фильм Тимофея Жалнина «F5» (Москва). Тема его перекликается со словами московского режиссёра, видео-приветствие которого мы смотрели в первый день: подлинное искусство — независимое искусство, когда ты делаешь то, что тебе нравится, во что ты всем сердцем веришь, а не то, чего ждут от тебя недалёкие массы, ищущие в искусстве доступного развлечения, не обременяющего их мыслью.

На этом все лампочки в машине времени погасли, и нам пришлось её покинуть. Но ничего, завтра мы вернёмся с новыми силами и вновь полетим открывать неизведанные миры!

Анастасия Радцева

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter