– Владимир Филимонович, культурными процессами и достижениями у нас, к сожалению, интересуются далеко не все. На кого же все-таки направлена деятельность Демидовского фонда – на элиту края?
– Демидовский фонда был создан для поддержки творческой инициативы жителей нашего края и Республики Алтай. Именно творческой инициативы, в этом плане фонд и работает до сих пор. Мы подчеркиваем, что в наше сложное, противоречивое время жизнь творческих людей не угасает; культура на Алтае была, есть и продолжается. Размер премии – 50 тысяч, по масштабам нашего края премия неплохая, одна из самых высоких в гуманитарной среде.
Да, общество изменяется не так, как нам бы хотелось. Падает уровень общей культуры; в образовании мы видим стремление "егэистов" свести мыслительные процессы к уровню теста, а это не развивает творческие способности, делает из людей полуавтоматы. Невозможно ставить перед Демидовским фондом глобальные цели, но показать обществу, что есть бессребреники, которые живут ради творчества, что дело можно делать профессионально, с изюминкой, – эта цель, мне кажется, оправдывает его деятельность.
И то, что мы каждый год называем имена отдельных личностей, только привлекает внимание к этому факту. Таким образом, фонд работает на все алтайское общество, не только на людей, которые получают эту премию.
– Авторитет Демидовской премии ни у кого не вызывает сомнений. Вообще, так бывает очень редко.
– Демидовский фонд существует уже 20 лет, Демидовский бал – уже традиция. Второе, почему ценится премия, – она носит какой-то наш региональный, краеведческий характер. Всем известно, что было сделано в эпоху Демидова, становление горнозаводского производства – это был действительно крупный шаг для развития, говоря современным языком, производительных сил на Алтае. Думаю, даже название премии в определенной степени привлекает людей, они чувствуют себя причастными к духу развития нашего края, к нашей истории, нашей культуре. Привлекает внимание и то, что она общественная: в состав попечительского совета входят самые разные люди – и предприниматели, и свободные художники.
– Я слышала, вы жертвуете в фонд премии собственные средства. Почему вы это делаете?
– Мне интересно, что у нас есть Демидовский фонд, который направлен в первую очередь на поддержку гуманитарной деятельности, и просто было бы прискорбно, если бы этот фонд угас. Поэтому я стараюсь его поддержать организацией финансирования и сам вношу деньги. И все остальные меценаты тоже называют этот факт: поддержка гуманитариев.
Сейчас, в кризис, финансировать стало сложнее, но интерес к премии не угасает, и, естественно, это надо продолжать.
В связи с этим мне хотелось бы обратиться к творческим союзам, коммерческим и некоммерческим организациям, предприятиям, редакциям СМИ, чтобы они предлагали своих номинантов.