Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

До 2 октября в Барнауле будет работать отличная выставка Нади Рушевой

Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем, у каждой эпохи свои подрастают леса. Но в последний день лета Барнаул грустил по времени, когда друга узнавали по паролю: строчке из песни, стихо­творению, журналу "Юность" с рисунками Нади Рушевой. Выставка Надиных рисунков из коллекции Национального музея Тывы* открылась в художественном музее 31 августа.

Надя Рушева: "Я вижу, как на бумаге проступают контуры будущего рисунка - мне остается обвести их фломастером".
Надя Рушева: "Я вижу, как на бумаге проступают контуры будущего рисунка - мне остается обвести их фломастером".
Анна Зайкова

По стенам развесили работы гениальной девочки, на экране большого телевизора запустили советский фильм "Девочка по имени жизнь" – медленный, черно-белый. Зрители переговаривались:

– Ну, увидели мы рисунок и стали читать про этого Ричарда Третьего – он такой и был!

– Но как она рисовала! Знаете, как рисуют дети: линии-линии-линии. У нее тоже была линия-линия-линия.

Под стеклом портрет Нади, нарисованный линией-линией-линией: это старая афиша. В 1973 году, вскоре после смерти девочки, в Барнаул уже приезжала выставка ее рисунков.  Люди шли в музей потоком: в то время Надя была…

– …это такая наша любовь! – рассказывает театральный критик Елена Кожевникова. – Она нарисовала "Мастера и Маргариту", глаза Иешуа открылись нам через ее рисунок и так взглянули, что после этого уже невозможно было забыть ее почерк, ее полет. Сейчас культура обтекает человека и уходит в свою Лету, не оставляя родимых пятен, а та культура оставляла. Культурный слой был тонким, но прочным. Было не важно, гуманитарий ты или учишься в "политехе": мы все знали Вознесенского и Беллу, цитировали Хемингуэя и даже пытались по нему жить. Все ехали за туманом или кого-то отправляли искать эти туманы – страна все время куда-то перемещалась и была очень демократична. Это время в художественном отношении определяла и Надя. И ведь не сами же мы о ней узнавали. Нам кто-то рассказывал: педагоги, друзья. Вот и мы так же расскажем. Я увижу завтра своих студентов и скажу им: ребята, пойдемте на выставку!

Сергей Боженко,
художник, писатель, архитектор:

В юности я был ей сражен. Я только приехал в институт в Новосибирск, и тут выставка, кажется, в Доме ученых. Конечно, меня это срубило. Я только потом, через много-много лет, у Рублева кое-что посмотрел и кое-что понял в ее пластике. Теперь-то она мне понятна, а раньше была для меня загадкой. Такая девочка может появиться в любое время, это не зависит от социального устройства общества. Это зависит исключительно от мягкого таланта родителей. Надо, чтобы ребенок восхитился этими графическими и поэтическими образами, и все заработает.

В экспозиции 68 работ. Среди них есть рисунки, сделанные Надей в восьмилетнем возрасте, есть рисунки шестнадцатилетней девушки. Рисунки по воображению, в каждом – легкость гения. Выставка будет работать до 2 октября, кураторы придумали большую программу: обсуждения, мастер-классы, на которых детей будут учить методу Нади ("Я вижу, как на бумаге проступают контуры будущего рисунка — мне остается только обвести их фломастером"), по выходным – демонстрация фильмов и так далее.

Наталья Царева,
заведующая отделом современного искусства музея:

Может быть, для кого-то имя ничего не значит, но мое поколение знало, что была такая талантливая девочка, рано ушедшая из жизни. У нее были удивительные работы, посвященные Пушкину, его лицейским годам, Толстому, Булгакову. Для меня это было имя настоящего художника. Всегда.  И когда мы  узнали, что в Тыве огромная коллекция, что они возят выставку по всем сибирским городам, ее можно увидеть и в Омске, и в Шушенском, и где угодно, – мы поняли, что не можем остаться в стороне. Есть люди, которые помнят еще выставку 1973 года, сейчас новая встреча, и мне кажется, она будет интересной и тем, кто помнит Надю Рушеву, и молодым художникам, детям, которые учатся в художественных школах.

…Извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается – ах, завтра, наверное, что-нибудь произойдет.

* Мама Нади, первая балерина Тывы Наталья Ажикмаа, отдала на родину большую коллекцию рисунков дочери.

Справка

Надя Рушева начала рисовать с пяти лет: отец, театральный художник Николай Рушев, читал ей сказки Пушкина, а девочка их рисовала. В восемь лет она нарисовала "Подвиги Геракла", в 14 – "Анну Каренину" и "Войну и мир" (главным героем романа она считала Пьера Безухова), в 16 создала свою "Пушкиниану", в 17 – рисунки к "Мастеру и Маргарите". Девочка умерла в 17 лет и оставила около 12 000 рисунков. Они хранятся в Музее Льва Толстого в Москве, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее Пушкина в Москве и т. п. Ее выставки – более 160 – прошли в Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и т. д.

Фоторепортаж с открытия выставки на сайте "Культпоход".

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии