Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Два барнаульских театра были участниками фестиваля "Ново-Сибирский транзит"

С 20 по 28 мая в Новосибирске шел театральный фестиваль, на котором наш Алтайский край был представлен двумя спектаклями: "Слуга и господин" краевого драмтеатра и "Прощание славянки" МТА.

"Прощание славянки", МТА.
"Прощание славянки", МТА.
Анна Зайкова

"Слуга" – красивая, изящная работа, полная пресловутой  "яркой театральности";  "Славянка" – честный и прямой разговор, в котором режиссер не церемонится ни с артистами, ни со зрителями. Обе работы были хорошо приняты зрителями; работа юных артистов в "Прощании славянки" была еще и отмечена специальным призом жюри "Надежда сцены".

Колесо

С этого года колесо "Транзита" больше не катится по Сибири – фестиваль остается в Новосибирске насовсем. Стало ясно, что
команда Александра Кулябина, директора театра "Красный факел" и человека, который, собственно, придумал  "Сибирский транзит",  умеет делать театральные фестивали значительно лучше, чем администрации краев и областей. Для нас это безусловный плюс – мы получаем возможность смотреть в соседнем городе все самые интересные спектакли Сибири. Тем  более театральная жизнь в нашем регионе бурлит и везде происходит что-то удивительное, хорошее и разное.

Упрек

– Если брать фестивали, сделанные по образу и подобию "Золотой маски", – туда идет только лучшее. Здесь – не только лучшее. Одна из наших главных задач – привлечь к себе внимание, – рассказывает "СК" Александр  Кулябин. –  Что греха таить, не всегда в театрах все благополучно – зажимают власти, идет недостаточное финансирование… Некоторые театры влачат жалкое существование. Если мы сами не позаботимся о себе, никто не позаботится. Возьмем условный город N, где власти на театр не обращают внимания. Труппы приезжают на фестиваль и видят, сколько внимания театру уделяют здесь, в Новосибирске, и министерство культуры, и губернатор, и мэр. И они могут поставить это в упрек своим властям: господа, посмотрите, как нас принимали. 

Сибирь

Велика Сибирь-матушка, но обычно об этом как-то забываешь. На все восемь фестивальных дней центром нашей суровой родины, осью, вокруг которой вращалось  Зауралье, был столб у "Красного факела" со стрелками, показывающими направления и расстояния.  Омск – 610, Норильск – 1 614, Екатеринбург – 1 376, Барнаул – 195,  Южно-Сахалинск – 4 207. Объехать, несмотря на расстояния, все эти города, обойти все  театры – вот главное и первое желание.

Митино сердце

В этом году премии "За лучший спектакль" на "Сибирском транзите" не было. Но все равно бесспорным главным героем фестиваля стал наш прекрасный друг Дмитрий Егоров. Он прямо на глазах превратился из "молодого режиссера" в "большого режиссера".

На фестиваль попали  два его спектакля – кроме "Прощания славянки", еще и "Экспонаты" омского драмтеатра. "Экспонаты" победили в номинации "Лучшая работа режиссера". Студенты, занятые в "Прощании славянки", получили специальный приз жюри "Надежда сцены".

"Театр требует сердца – вот какое открытие сделал для меня Егоров, режиссер, чей талант определяется наличием не по возрасту мудрого сердца, даром человеколюбия, человекопонимания", – написали в фестивальной газете. Что ж, все так.

Красавица

– Роль директора – создавать условия, – сказала директор Молодежного театра Алтая Татьяна Козицина в интервью этой же фестивальной газете. –  Мое счастье в том, что я создаю их для творчества, а не для его имитации.

"Прощание славянки"

Этот спектакль нам совсем не чужой. Многие читатели "Свободного курса" помогали театру собирать старое военное обмундирование, гнутые кружки-ложки… Подлинные вещи собирались по крошке; и все в этом спектакле живое и настоящее – и боль, и красота, и бедность. Даже инструменты в духовом оркестре – со своей удивительной  историей. И когда мальчишки вышли на поклон, в глазах у них стояли настоящие слезы.

"Проходя в антракте через строй мальчишек в шинелях, я видела их заплаканные глаза. И неловко, нехорошо пошутила: „Что ж вы играете, как в последний раз в жизни?“ И увидела недоуменные взгляды. И мне стало стыдно. Да, они играют, как в последний раз в жизни", – написала в "Петербургском театральном журнале" о нашем спектакле критик Татьяна Тихоновец.

В Новосибирске произошло то же самое: зрители увидели полное совпадение актеров и героев. Они не жалели аплодисментов и не скрывали слез. 

"Слуга и господин"

К сожалению, этот спектакль на фестивале мне посмотреть не удалось. Но, как сообщает сайт краевого драмтеатра, "после окончания спектакля „Слуга и господин“, представлявшего наш театр на „Ново-Сибирском транзите“, зрители одарили актеров бурными аплодисментами. Спектакль не был отмечен призами, но, по мнению многих журналистов и критиков, стал заметным событием фестиваля и театральной жизни Сибири". 

Что у нас есть

– После этого фестиваля должно начаться более активное и целенаправленное броуновское движение. Гастроли, связь директоров, приглашение режиссеров.

Фестиваль – он для того, чтобы наша жизнь была более интересной. Поэтому наша задача – создать атмосферу праздника, – размышляет Кулябин. – Да, конечно, это конкурс; просто собираться и радоваться было бы смешно. Но важно ощущение праздника и нужности, востребованности  театра. Вы заметьте, на всех спектаклях разная режиссура, разные подходы, задействованы разные творческие силы. Что-то сильнее, что-то лучше… Но как воспринимает публика! Вы видите, какое внимание у зрителей  к каждому спектаклю!

– Но мы же в разных ситуациях совсем. У вас четырнадцать театров, а у нас, честно говоря,  два.

– Честно говоря, не два, – поправляет Александр Прокопьевич. – И, кроме того, у вас филармония, отличный концертный зал… У вас много чего можно назвать. Мы же говорим о культурном срезе сейчас; а в этом культурном срезе у вас тоже стали интересные события происходить – и Виктюк, и другие какие-то вещи. Не всегда результат бывает ожидаемым, но тем не менее жизнь пошла. Налаживается жизнь…

Надежда сцены

Премии фестиваля удостоены студенты Алтайской академии искусств и культуры, исполнители ролей в спектакле "Прощание славянки": Юрий Беляев, Артем Березиков, Семен Ваулин, Дмитрий Гомзяков, Александр Коваль, Алексей Межов, Евгений Нестеров, Михаил Перевалов, Дмитрий Плеханов, Александр Савин, Кирилл Фриц, Владимир Хворонов, Юлия Алымова, Татьяна Данильченко, Ольга Одуева, Оксана Поносова, Юлия Пошелюжная, Мария Сазонова, Ольга Ульяновская.

Три лучших спектакля (версия газеты "Свободный курс")

Об этих работах хотелось бы написать: "Обязательны к просмотру", но… В общем, если вам случится побывать в Екатеринбурге, Омске или Новосибирске,  посмотрите обязательно.

"Экспонаты", Омский академический театр драмы, режиссер Дмитрий Егоров

В пьесе Вячеслава Дурненкова – история умирающего провинциального городка Полынка, который столичные предприниматели хотят превратить в музей под открытым небом: нарядить население в красные рубахи и сарафаны, снабдить прялками и гусельками. Многие рады возможности подзаработать хоть так; с другой стороны, не все соглашаются быть клоунами для туристов. История  настоящая и трогательная, как жизнь, и наводит на размышления и обобщения, особенно после того, как один из парочки коммерсантов произносит с характерными путинскими интонациями: "Добрый вечер!"

Спектакль победил в номинации "Лучшая работа режиссера".

"Трамвай „Желание“", "Коляда-театр", Екатеринбург,  режиссер Николай Коляда

"Коляда-театр" – частный театр в Екатеринбурге,  в старинном особнячке. В нем все время что-то происходит, реализуются ошеломительные проекты вроде "Театр в бойлерной",  он гастролирует по столицам-заграницам, плюс к этому Николай Коляда считается одним из самых плодовитых российских писателей. Сильно повезло городу, у которого есть такой огромный, полный сокрушительной энергии талант.

Спектакль по пьесе Теннесси Уильямса – карнавал, вихрь, отрыв головы,  одноэтажная Америка, какое-то бесконечное счастье, и настоящая боль, и безнадежность.

Спектакль победил в номинациях "Лучшая женская роль" – Ирина Ермолова (Бланш), а Николай Коляда стал обладателем премии "Лучший театральный менеджер".

"Маскарад", новосибирский академический театр "Красный факел", режиссер Тимофей Кулябин

Спектакль такой красивый… кажется, можно не вынести этой красоты и рухнуть в обморок. Строгое черное пространство, созданное Олегом Головко, изысканные костюмы, музыка, танец, Лермонтов – и в самых патетических местах идет снег, будто бы настоящий, белый на черном. Арбенина поочередно играют известный артист Александр Балуев (вы могли видеть его в фильмах "Благословите женщину", "Турецкий гамбит" и пр.) и актер "Красного факела" Игорь Белозеров. Нина – студентка НГТИ Евгения Туркова, которая на фоне своих брутальных партнеров выглядит совсем ребенком.

Награды спектакля в номинациях: "Лучшая мужская роль" – Игорь Белозеров (Арбенин) и "Лучшая работа художника" – Олег Головко.

Справка

Премию "За честь и достоинство" на фестивале получил Алексей Самохвалов,  заслуженный артист РСФСР, актер Алтайского краевого театра драмы им. В. М. Шукшина.

16 театров из разных городов Сибири и Дальнего Востока приняли участие в фестивале: Сахалинский международный театральный центр им. Чехова, Норильский Заполярный драматический театр
им. В. Маяковского, Красноярский театр юного зрителя, Минусинский государственный драматический театр, Тувинский музыкально-драматический театр им. В. Кок-оола, "Коляда-театр", Алтайский государственный театр для детей и молодежи, Новосибирский академический драматический театр "Красный факел",  Алтайский краевой театр драмы им. В. М. Шукшина, Новокузнецкий драматический театр, Омский государственный академический театр драмы, Новосибирский драматический театр "Старый дом", Екатеринбургский театр юного зрителя, Новосибирский академический молодежный театр "Глобус" , Прокопьевский драматический театр, Красноярский краевой драматический театр им. А. С. Пушкина.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии