Снимать о войне – дело серьезное. Для Бондарчука-младшего дело еще и ответственное вдвойне. Всю жизнь его преследовали успехи отца, который снял несколько эталонных военных картин. Работая над "Сталинградом", Федор Бондарчук поставил на кон самое главное – свою репутацию. Очередных розовых танков ему больше бы не простил. А некоторые опасения у меня появились уже после первого трейлера. Копируя стилистику "Запрещенного приёма" Зака Снайдера, Бондарчук, казалось, превратит "Сталинград" в аттракцион сплошного 3-D. Была вероятность, что фильм окажется патетичной религиозной безвкусицей наподобие "Мы из будущего", "Утомленных солнцем 2" или "Брестской крепости". Но Бондарчук приятно удивил. Это не Великое кино о Великой войне, это история ужасной войны, страшной бессмысленной мясорубки, делающей из человека животное.
Картина вполне камерная. Кому-то сюжет знаком по американскому "Врагу у ворот", кто-то смотрел недавнюю "Жизнь и судьба" по Гроссману.
Сталинград. 1942 год, разгар войны. Пятеро советских солдат укрываются в полуразрушенном доме. Там они встречают девятнадцатилетнюю Катю. Спасти девушку и отстоять дом от немцев становится главной задачей для наших солдат. Немцы же пытаются взять дом штурмом любыми способами. Дом для них – стратегический объект, мешающий продвинутся вглубь города.
Два главных героя картины – два капитана. В роли нашего Громова – Петр Федоров, открытый Бондарчуком в фильме "Обитаемый остров". Роль немецкого капитана Питера Кана, в прекрасном исполнении актера Томаса Кричманна, ключевая в картине. Кричманн сумел создать самый мощный образ немецкого солдата в истории отечественного кино. Брошенный в самое пекло, он не понимает, что делает на этой войне. Он – орудие войны, та самая щепка, которая летит от топора, рубящего лес. А тут еще любовь к русской девушке, так похожей на его мертвую жену. Для Кана завоевать дом, в котором засели русские солдаты, вопрос не только жизни, но и чести. Он считает, что раз пришел на чужую землю воевать, значит нужно биться до конца.
Образ дома – ключевой в картине. Полуразрушенный, но героически отстаиваемый советскими солдатами, - он и есть сама Россия. Бондарчук мастерски старается сохранять нейтралитет, что русскому человеку в подобных фильмах, согласитесь, не так легко. Он умело использует параллельный монтаж, выкидывая из картины длинные паузы между сценами, так свойственные позднему Михалкову. Клинт Иствуд когда-то снял два своих фильма о Второй мировой войне. Один от лица американских солдат, другой – от японских. Бондарчук умудряется это сделать в одном фильме. Две самых классных сцены так и сделаны. В первой капитан Громов приказывает расстрелять на месте русского матроса, засомневавшегося в целесообразности приказов первого. А во второй, мы видим, как прибывает пополнение к немцам. Поменяв в подобных фильмах полюса местами, именно немец Кричманн настраивает своих 18-летних, совсем "зеленых" солдат, дать бой русским. Тут Кричманн выдает практически эталонный монолог о чести и доблести (сценарий отличный), показывая уровень актерской игры, заслуживающей "Оскара" или, скажем, хотя бы премии "Ника".
В конце два героя капитана-антагониста сойдутся в смертельном бою. Огонь и лед. "Сталинград" в своем замысле и реализации совсем не похож на российское кино, скорее европейское. С этой стороны, у проекта явно большой коммерческий потенциал. Для нас же "Сталинград" - первый за последние годы действительно большой фильм.
С критиками картины и самого режиссера заранее бесполезно спорить. Разговор немого с глухим. Конечно, "Сталинград" кино политическое, без этого никуда. Завтра его посмотрят Путин, Мединский, Медведев (а уже успели это сделать Сурков и Кадыров), и об этом будут писать все газеты, а потом еще добавят, что vip-зрители "во время финальных титров прослезились". При этом "Сталинград" - действительно большое и хорошее кино. Несогласным – "Массаракш"!