Да, в 2014-м будет много памятных дат. Одно столетие Великой войны чего стоит: только с территории Алтайского округа на фронт ушли 400 тысяч наших земляков... Однако лично для меня этот год будет Лермонтовским.
Да, 300 лет назад в России открылась библиотека Академии наук, появилась Кунсткамера и наши разбили шведов у Гангута (первая настоящая большая морская победа!). Но Лермонтов, друзья, это моё всё. Не Пушкин, не Достоевский, не Толстой и даже не Шолохов (хотя, Шолохов — это моё второе всё), а именно Лермонтов, чьи стихи мне всегда нравились больше других, и чьим, по сути, единственным большим законченным прозаическим произведением я зачитываюсь до сих пор. Честное слово, это мое личное мнение, но мне кажется, что лучшего прозаика на русской земле еще не было.
Вместе с Лермонтовым в один год родился Тарас Шевченко, но, при всем моем уважении к украинцам, для меня это просто разные лиги. Что-то несопоставимое, потому что я не могу никого сопоставить с Лермонтовым, чей поэтический рассказ старого пушкаря так точно рисует главное в битве при Бородино — не то, что описывают историки, не приказы, не решения, не действия военачальников или передвижения колонн, а именно то, что это был "бой под Прохоровкой" своего века, не грандиозное танковое сражение, а самую жуткую артиллерийскую дуэль: "И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой".
Каждая строфа, каждый эпизод этого хрестоматийного стихотворения — это же кладезь для пытливого любителя русской старины:
- "Кто кивер чистил весь избитый" - почему избитый?
- "Но нет его, сражен булатом" - почему артиллерийского полковника убивают саблей?
- "И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел" - они били прямой наводкой?
А ведь 2014-й - это еще и год 200-летия взятия Парижа: те самые "богатыри - не вы", которые вернулись с поля, входили в столицу Франции, чтобы научить местных трактирщиков слову "быстро".
Да, в этом году отметят полвека фильмы "Ко мне, Мухтар!" и"Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён" (и многие другие замечательные кинокартины). Кто-то вспомнит о 200-летии Самюэля Кольта, который уравнял людей, а кто-то о таком же юбилее основателя фирмы "Нестле" (вот не оставь они алтайскую кондитерку, был бы праздник и на нашей улице). Или, например, 400-летие взятия запорожцами турецкого Синопа...
Всё это важно. И Олимпиада — это здорово. Но я вам настоятельно рекомендую вспомнить о Лермонтове и хотя бы немножечко его почитать:
Решительно, я никогда подобной женщины не видывал. Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчёт красоты. В ней было много породы… порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это открытие принадлежит юной Франции. Она, т. е. порода, а не юная Франция, большею частью изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки. Моей певунье, казалось, не более 18 лет. Необыкновенная гибкость её стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив её слегка-загорелой кожи на шее и плечах, и особенно, правильный нос, — всё это было для меня обворожительно. Хотя в её косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в её улыбке было что-то неопределённое, но такова сила предубеждений: правильный нос свёл меня с ума; я вообразил, что нашёл гётеву Миньону, это причудливое создание его немецкого воображения; — и точно, между ими было много сходства: те же быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности, те же загадочные речи, те же прыжки, странные песни…
Сможете с ходу вспомнить, о ком идет речь?